Комедия «Филиал» — забытый шедевр «Беларусьфильма»

Город, которого нет

Один из лучших фильмов по сценарию выдающегося ленинградского писателя Александра Житинского был снят на «Беларусьфильме»

Александру Житинскому повезло: его произведения экранизировались достаточно часто ведущими кинематографистами, и играли в них сплошь звезды. В комедии «Уникум» — Иннокентий Смоктуновский, Галина Волчек, Михаил Козаков, Евгений Леонов. Трагикомедия «Лестница» стала одной из первых звездных ролей для Олега Меньшикова, а компанию ему составили Леонид Куравлев и Елена Яковлева. Целую россыпь актерских имен от Валентина Гафта и Натальи Фатеевой до Елены Соловей и Бруно Фрейндлиха отыщем в сатирическом фильме «Время летать». Но мало кто помнит, что один из лучших фильмов по сценарию Александра Житинского — «Филиал» — был снят в 1988 году режиссером Евгением Марковским на киностудии «Беларусьфильм».

По стилистике и проблематике «Филиал», где действие в основном происходит в большой коммунальной квартире, ближе к герметичной «Лестнице». Здесь почти тот же герой — молодой рефлексирующий интеллигент, попадающий в водоворот невероятных событий. Зовут его на этот раз Петр Васильевич Румянцев. Он молодой специалист и прибыл в «филиал» загадочной отрасли на свое первое рабочее место. Однако ему не то что отказывают это рабочее место предоставить — сесть Румянцеву действительно негде, все места заняты, — но и постепенно втягивают в царящий здесь абсурд. Градус безумия в картине ближе к финалу зашкаливает, следуя традициям «Замка» Кафки или «В ожидании Годо» Беккета. Диалоги звучат нестандартно, актеры играют резко и броско, как в пьесах Брехта.

Вообще, конец 1980-х — золотое время для советского кинематографа. Цензурная хватка уже ослабла, а прежнее финансирование продолжалось. Можно было брать любые сюжеты, и еще не разбежавшиеся профессиональные кадры готовы были воплотить их на экране в лучшем виде. Это и время невероятного креативного взлета «Беларусьфильма». Можно было проявить себя в полную силу.

Глядя из дня нынешнего, «Филиал» можно назвать перестроечной чернухой, хотя это далеко не чернуха, а остроумное и тонкое кино. Да, с некоторой интеллектуальной претензией, как и другие фильмы по сценариям Александра Житинского. И если бы не свернули мы сегодня в сериальное бездорожье, а пошли по этому пути, намеченному Евгением Марковским и другими его коллегами, фестивальные призы «Беларусьфильму» (и не только утешительные от FIPRESCI) были бы обеспечены.

Одну из главных ролей в «Филиале» исполнил красавчик и «гардемарин» Дмитрий Харатьян, который после «Розыгрыша» Владимира Меньшова и «Зеленого фургона» Александра Павловского стал бешено популярен. Режиссер Евгений Марковский уже работал вместе с Харатьяном над военной драмой «Праздник фонарей». Еще в одной из главных ролей — эксцентричной и властной Веры Платоновны Сабуровой, мамаши двух легкомысленных сестер-близняшек Вальки и Гальки, — увидим Лидию Федосееву-Шукшину. Ее Сабурова работает уборщицей в «Интуристе» и постоянно снабжает работниц филиала импортными шмотками, а после переходит работать в сам филиал. Девиз Веры Платоновны: «Женихов — тьма, зятья нужны».

Одну из главных ролей в «Филиале» исполнил красавчик и «гардемарин» Дмитрий Харатьян, который после «Розыгрыша» Владимира Меньшова и «Зеленого фургона» Александра Павловского стал бешено популярен.
Фото из личного архива

Эффектную героиню Люсю воплотила дочь актера Юрия Яковлева Алена, успешно продолжившая актерскую династию (сегодня она звезда Московского театра сатиры, кино и сериалов). В небольших ролях в «Филиале» заняты нынешняя звезда Московского художественного театра Евгения Добровольская, звезда «Белых рос» Наталья Хорохорина, выдающаяся советская артистка балета Алла Осипенко. Из белорусских творцов в кадре заметим Александра Кашперова, художественного руководителя Театра киноактера, народного артиста Беларуси, режиссера Александра Ефремова, Виталия Быкова, Виктора Рыбчинского, Андрея Бубашкина, Владимира Шелестова. Особую энергетику привнесли в фильм музыка известного советского и российского композитора Владимира Дашкевича, романтическая песенка «Можжевеловый куст» на слова поэта Николая Заболоцкого, костюмы известного белорусского художника Нины Гурло. Драйва картине добавляет прекрасная операторская работа Анастасии Сухановой («Отцы и дети», «Тетя Маруся», «Не покидай…», «Маленький боец»), к сожалению, ушедший из жизни в 2019 году.

Александр Кашперов сыграл в картине одного из ассистентов профессора Степана Еремеевича Князевского, крупного специалиста по Гомеру (бюст Гомера директор филиала Шляхин ошибочно принимает за бюст Вольтера, с этой путаницей в фильме связано немало комических моментов). Второго ассистента сыграл коллега Кашперова по Театру киноактера Виктор Рыбчинский.



  

Фото kino-teatr.ru

— Таких фильмов, как «Филиал» — ярких, остроумных, дерзких, нам сейчас очень не хватает, — считает заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов. — Не поймешь до конца — сатира это или фантасмагория, или все вместе. Помню, картину мы снимали в павильоне «Беларусьфильма» и на натуре в Ленинграде. В фильме было задействовано очень много ленинградских актеров, эта картина Марковского очень густонаселенная, на площадке одновременно находились 30—40 человек, потому что главное действие там разворачивалось в большой коммунальной квартире.

— Александр Борисович, помните вашу первую реакцию, когда прочли сценарий Александра Житинского?

— Да. Сначала я не совсем его понял. Потом постепенно врубился. Сначала думал, что это — чистая фантастика, потом оказалось, что фильм ближе к сатире.

— С кем из артистов удалось тогда пообщаться?

— Да со всеми! С Димой Харатьяном общались и во время съемок, и вне съемочного процесса. Харатьян — замечательный парень, совсем лишенный какой-либо звездной болезни. Мы с ним подружились и общались на равных. Федосеева-Шукшина, когда узнала, что у меня дед по матери Федосеев и тоже со Смоленщины, вообще меня родней стала считать. Корни Лидии Николаевны — в Смоленской области. С сестрами Еленой и Ириной Базыкиными, которые играли сестер Сабуровых, общались. Они были тогда бе­зумно популярны в Советском Союзе, пели на эстраде, выступали по телевидению. Настоящие звезды того времени! Они учились на эстрадном отделении Гнесинского училища у Александра Градского, позже работали в оркестре Анатолия Кролла «Современник». Как раз в конце 1980-х, когда проходили съемки «Филиала», они эмигрировали то ли в Швецию, то ли в Норвегию, точно не помню. И на съемки уже приезжали из-за рубежа. Женя Добровольская совсем молоденькая тогда еще была. «Филиал» — одна из первых ее работ в профессиональном кинематографе. Конечно, в основном мы держались нашей белорусской компанией.

— Каким вам запомнился режиссер картины Евгений Марковский?

— Он окончил во ВГИКе мастерскую Сергея Герасимова, и это было очень сильное вгиковское поколение, которое работало на «Беларусьфильме» в начале 1980-х годов, был среди них и Николай Лукьянов. Конечно, можно было сделать больше, но так можно сказать про любого режиссера. 

ЦИТАТА

«Как две капли воды похожи сестры-близнецы Базыкины — Елена и Ирина. А как слаженно поют! Их дуэт хорошо знаком любителям эстрады (а также постоянным зрителям телепрограмм «Утренняя почта», «Взгляд»). Их сходством воспользовалось и кино. В сатирической комедии «Филиал», снятой на «Беларусьфильме» молодым режиссером Е. Марковским по сценарию А. Житинского, они сыграли сестер, которые решили отпраздновать свои свадьбы в один день. Но случился конфуз: у них оказался один и тот же жених, который, введенный в заблуждение сходством сестричек, был убежден, что всегда встречался лишь с одной из них! Но бойкая мамаша «двойняшек» не растерялась...»

«Советский экран» № 1, 1989 год.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter