Гродненцам предложили обсудить генплан развития города на ближайшее десятилетие

Город из будущего

Под занавес уходящего года гродненцам предложили обсудить генплан развития города на ближайшее десятилетие. Дело в том, что существующий перспективный план развития давно нуждается в корректировке. Город растет быстрее, чем планировалось. Увеличиваются застройка, количество транспорта на улицах, а соответственно, и экологическая нагрузка. Прибавляют и туристические потоки. Сами гродненцы строят квартиры в спальных районах, из которых выбраться в час пик бывает весьма затруднительно. Что же надо изменить, чтобы планы архитекторов совпадали с действительностью?


Сегодня в Гродно проживает 368 тысяч человек. К 2025 году население города составит 395 тысяч, а к 2030-му — 405 тысяч. Понятно, к тому времени необходимо будет построить достаточное количество жилья. Каким оно будет? 

Как ни мечтают архитекторы уйти от утилитарной застройки, но все-таки львиную долю вводимых квадратных метров жилья составят многоквартирные здания. Правда, с небольшой оговоркой: в исторической части города и в так называемых «золотых» микрорайонах не будут строить дома выше семи этажей. 

Определены площади под индивидуальную застройку. Революции в данном случае не произошло: они станут продолжением уже существующих коттеджных поселков. Кроме того, гродненцам предложат строиться в близлежащих к городу деревнях, которые и деревнями назвать язык уже не поворачивается. Кстати, проблема нехватки земель под индивидуальную застройку тоже решена. 

Конечно же, все знают, что нагрузка на основные мосты города — Румлевский и Новый — зашкаливает. По прогнозам специалистов, уже через несколько лет с ростом трафика горожан и гостей города она увеличится вдвое. Поэтому давно назрела необходимость капремонта этих двух сооружений. 50-летний мост через Неман по улице Поповича (Новый) планируется расширить до шести полос движения, а Румлевский — серьезно обновить. 

Что сможет спасти город от транспортного коллапса во время большой перестройки? Проблему могло бы смягчить появление еще одного моста через Неман в районе деревни Соловьи. Но архитекторы говорят: эта перспектива слишком отдаленная. Уж больно дорогое удовольствие — строить новый мост. А вот реконструкция железнодорожного путепровода в районе деревни Кошевники под автомобильный — вполне реальный проект. От него дорога пойдет до автомагистрали М-6, где появится многоуровневая развязка. Именно по нему направят все автомобильные потоки из перенаселенной Ольшанки. 

Обновленный генплан затрагивает, пожалуй, все дорожные артерии и слабые места города. К примеру, сами гродненцы давно мечтают сделать исторический центр города пешеходным. С ними согласны и специалисты БелНИИП градостроительства. Только вот архитекторы считают, что дублер улицы Большой Троицкой (там, где мимо Старого замка проезжают все туристические автобусы) должен быть пешеходным. Для горожан же главное — избавиться от пробок. А вот улицу Замковую планируют сделать пешеходной уже в обозримом будущем.

Хватает ли зелени и зон для отдыха? Как выяснилось, нет. Мониторинг показал: на одного жителя города приходится всего около семи квадратных метров зеленых насаждений при норме 15. Корректировка генплана поспособствует появлению зеленых коридоров, расширению скверов, высадке новых деревьев в промзонах. В результате через 10 лет на одного гродненца придется уже 22 «квадрата» зеленых насаждений. 

В районе меловых карьеров, где уже идет рекультивация земель, появится рекреационно-туристическая зона. Зона отдыха для горожан будет и вдоль реки Лососянка на месте бывших дач, самовольно возведенных жителями микрорайона Фолюш еще в советское время. В районе многоквартирной застройки в Грандичах организуют велодорожки, благоустроят лес, оборудуют места для пикников. В лесопарке Пышки задействуют бывшие детские лагеря, а владельцам частных домов предложат организовать агроусадьбы. И это только часть планов. Что из этого получится, а что нет — мы узнаем уже скоро. 

kondratsieva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter