Город без «белых пятен»

Принципы   комфортности   Гродно

Принципы   комфортности   Гродно  

Большинство горожан хоть однажды в жизни да переселялись в новую квартиру, становясь одновременно жителями не только свежепостроенного дома, но и нового, растущего микрорайона. И на своем опыте знают: радость новоселья порой сочетается с «временными трудностями» быта: отсутствием рядом магазина продуктов, аптеки или детского сада. Правда, проблемы эти новоселами воспринимаются зачастую спокойно: их отодвигает на второй план счастье держать в руках ключи от долгожданного жилья и наслаждаться собственными квадратными метрами. 

На языке специалистов эта ситуация  обозначается как строительство жилья опережающими темпами, другими словами, темпами, опережающими возведение объектов соцкультбыта. В какой-то мере она характерна для всех растущих городов, в том числе и для Гродно. Тем более что этот областной центр стал одним из лидеров жилищного строительства в республике в прошлом году. Здесь возведено 271,8 тысячи квадратных метров жилья. В нынешнем году планируется довести цифру до 300 тысяч — почти по «квадрату» на каждого  жителя. При этом задача поставлена так: во всех, как новых, так и уже обжитых, микрорайонах инфраструктура услуг не должна отставать в развитии. Все, что необходимо человеку для комфортного быта, будь то почта, парикмахерская или обувная мастерская, должно находиться в шаговой доступности от дома. 

Как удается выполнять эту непростую задачу в таком уникальном городе, как Гродно? Какие механизмы и резервы здесь пущены в ход? Поиск ответов на эти вопросы мы начали  с главного архитектора областного центра Владимира Анисимова. И выяснили, что в разных микрорайонах города в зависимости от их возраста, расположения и других характеристик проблема эта имеет различные аспекты и собственные варианты решения. 

Наиболее актуальна она, конечно же, в историческом центре. 

Концепция его развития такова: Старый город должен стать комфортным местом для деловой активности и отдыха. Офисы, кафе и рестораны, клубы, галереи, объекты торговли и услуг – их появление на центральных улицах вписывается в планы развития города и приветствуется властями. Все, что противоречит этой идее с точки зрения экологии, санитарии и просто эстетики, подлежит переносу в другие места. 

Сегодня эти планы во многом становятся реальностью: в городе разработана и выполняется программа выноса промышленных предприятий. В первую очередь – из центра и прибрежной зоны Немана. С правого берега реки уже вынесены производственные мощности тонкосуконного объединения, речного порта, пивзавода и некоторые другие. Это позволило продолжить работы по обустройству набережной. Из центра также «ушли» производственные объекты. К примеру, на территории ТЭЦ (а это 3,5 гектара неподалеку от автовокзала) расположатся жилые дома и предприятия социальной сферы. На месте складов Барановичского отделения железной дороги появится автостоянка, вместо фабрики «Сузор’е» — торгово-жилищный комплекс. Гостиницу и кафе возведут там, где недавно работал один из цехов Гродненского ликероводочного завода, многоэтажный современный паркинг – на территории бывшей базы УЖРЭП. 

— Таких примеров немало и будет еще больше, — считает Владимир Анисимов. – И непосредственно в Старом городе, и на подходах к нему из окружающих микрорайонов формируется особенная городская среда. 

Принцип комфортности для жителей лежит и в основе планирования и строительства новых микрорайонов. Количество социально-бытовых объектов рассчитывается исходя из предполагаемой численности населения, и нормы эти в генпланах микрорайонов соблюдаются неукоснительно. Труднее обеспечить своевременное появление в спальных районах  магазинов, мастерских и аптек. Тем более что сегодня бюджет финансирует лишь возведение учреждений образования и здравоохранения. Все остальное строится за счет инвесторов.

А когда найти их не удается, в новом районе между жилыми домами остаются «белые пятна» — незанятые участки земли, которые ждут своих хозяев. 

В микрорайонах новой застройки Гродно в последние годы стараются «белых пятен» не оставлять. 

— Такая практика проигрышна во всех отношениях, — поясняет главный архитектор. – Во-первых, недополучают услуги люди. Во-вторых, позже, когда участок продается, приходится подводить к новому объекту все необходимые коммуникации в уже обжитом микрорайоне, это создает дополнительные трудности, расходы, неудобства для жителей. Поэтому стараемся находить инвесторов в срок, когда идет комплексное жилищное строительство на определенной территории, и стимулируем их к возведению объектов в процессе формирования городских кварталов, микрорайонов. 

В спальных районах, где «белые пятна» по разным причинам все-таки остались после завершения основного строительства, предпринимаются все меры для их заполнения. В прошлом году в Гродно проведено  12 аукционов на право заключения договоров аренды под строительство зданий социально-торгового назначения, а также права проектирования и строительства объектов недвижимости. С молотка таким образом ушли 14 земельных участков. На них создадут торговые и общественно-торговые центры, магазины, гипермаркет, банк, комплекс техобслуживания автомобилей. Не спадает аукционная активность и в нынешнем году. Уже изготовлена землеустроительная документация на 27 участков, половину из которых городские власти готовятся предложить потенциальным инвесторам уже в мае. 

Среди них – и участки в микрорайонах усадебной застройки, которые часто называют коттеджными поселками. Их жителям инфраструктура услуг не менее необходима, чем горожанам. Однако здесь инвесторы пока не проявляют особой активности, и предложения приходится выставлять на аукционы по нескольку раз. 

В целом же Гродно можно по праву считать привлекательным для инвестиций городом, что определяется целым рядом условий. 

— Одно из главных преимуществ для инвесторов – минимальные отчисления на инфраструктуру города при строительстве объектов, — считает председатель Гродненского горисполкома Александр Антоненко. – Кроме того, имеют значение наличие мощных строительных организаций, обеспечивающих высокое качество работ, квалифицированные кадры, которые могут сформировать высокопрофессиональные трудовые коллективы, расположение города вблизи границы, развитая транспортная инфраструктура. 

На снимке: школа-лицей №1.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter