Горький вкус земляники

На театральных подмостках Минска пьесы Ингмара Бергмана гости не частые. Наверное, потому, что для взятия такой высоты нужно иметь немалый театральный опыт, природную склонность к психоанализу и тренированный ум.
На театральных подмостках Минска пьесы Ингмара Бергмана гости не частые. Наверное, потому, что для взятия такой высоты нужно иметь немалый театральный опыт, природную склонность к психоанализу и тренированный ум. До недавнего времени поклонники бергмановского творчества могли найти лишь "Осеннюю сонату" на Малой сцене Национального академического театра имени Я.Купалы и "Женщин Бергмана" - сценическую версию фильма "Персона" в Театре белорусской драматургии. Постановки эти были по-своему удачны, насколько вообще может быть удачной адаптация Бергмана.

И вот теперь в Русском театре появилась "Земляничная поляна" - спектакль по сценарию фильма, ставшего когда-то этапным для Бергмана.

"Я сильно фиксирован на воспоминаниях детства. Это очень яркие впечатления, со своим цветом и запахом. Я могу как бы прогуляться по ландшафту своего детства, могу пройтись по комнатам и вспомнить, как они были обставлены, где на стенах висели картины, как падал свет. Это похоже на фильм. Лента фильма, которую я запускаю и на которой я могу реконструировать все, что угодно, и у которой к тому же есть еще и запах. Временами, пока мне снится сон, я думаю, что надо бы его запомнить и потом снять об этом фильм. Это уже чисто профессиональное заболевание", - писал Бергман.

За что же Русский театр любит Бергмана? Во-первых, всегда трудно найти оригинальный незатасканный материал для бенефиса. А "Земляничная поляна" - это, по сути, бенефис Ростислава Янковского, посвященный его 75-летию, и выглядит это как вполне эффектный и нестандартный ход. В том, что было найдено именно такое решение, заслуга режиссера спектакля народного артиста Латвии Аркадия Каца. Во-вторых, даже на бенефисе зрителя надо удивлять. А спектакль наверняка удивит. Особенно поклонников Русского театра. "Земляничная поляна" - спектакль жесткий, напряженный, пластичный.

У Бергмана человеческая душа не умеет разговаривать. Она нема, как рыба. Она может производить только нечленораздельные звуки, похожие скорее на человеческие стоны в отчаянии от невозможности определить источник боли, которым на самом деле являются кожа, глаза, руки, мозг, воспоминания...

Бергман - это бездна, заглянуть в которую можно либо по легкомысленности, либо осознанно. Бездна эта поглощает. Режиссер Кац не стал избавляться от мистичности этой истории. Не стал вычищать из сценария фрейдистское содержимое, переводить в плоскость бытового материализма. Получился спектакль - полусон-полуявь, полный метафор, путешествие в подсознание, визит к самому себе, пришедшему на свой главный экзамен в жизни, приговором которого станет одиночество. Глупо прятать пятак под пятку на удачу или высовываться из форточки в полночь, размахивая зачеткой. Приметы на этом экзамене не сработают...

Если вам не страшно заглянуть в себя и если у вас нет аллергии на землянику, приходите в Русский театр.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter