Горький вкус нарушения. Если не принять эффективных мер, черемша, занесенная в Красную книгу Беларуси, скоро полностью исчезнет.

Энергетик — Узда — садовое товарищество “Чистая криница” — Чурилово — Борки — Зеньковичи — Первомайский — Прусиново — Столбцы. Этот маршрут для работников Столбцовской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси в конце апреля — начале мая на две недели становится традиционным. Именно в этот период в лесу появляется первый весенний “витамин” — черемша, или лук медвежий. Затосковавшие за долгую зиму по свежей зелени люди целыми семьями устремляются на поиски полезного растения. Не упускают шанс и желающие подзаработать — на рынках и возле магазинов можно встретить торговцев пучками зеленых листиков. Черемша пользуется повышенным спросом и быстро раскупается по цене от 1 до 3 тысяч рублей за пучок. Из растения со вкусом чеснока делают салаты, его маринуют, замораживают. А ведь лук медвежий занесен в Красную книгу Беларуси.

Мы не знали!

Работникам Столбцовской межрайинспекции известны 7 природных плантаций черемши в Узденском и Дзержинском районах. Местные жители разведали 5 из них.
— Одна из плантаций стала уж очень популярной среди “рвачей”, и она быстро сократилась в размерах, — рассказывает старший рейдовой группы Анатолий Медведь.
Казалось бы, какой вред могут причинить люди дикорастущему растению, которое весной сплошным ковром покрывает большие площади? Подумаешь, нарвал гражданин листиков для салата. Так большинство и размышляет. Вот только подобных охотников — легион.
По словам инспекторов, сборщики черемши в этом году присмирели — сказывается работа предыдущих лет. Теперь за медвежьим луком стараются приходить в лес чуть ли не ночью, “пока лесники спят”. Проехались и мы по “луковому” маршруту.
Первая плантация черемши находится всего в 30 километрах от Минска, а потому пользуется популярностью не только среди местных, но и столичных  жителей. Спустившись с дороги напротив садового товарищества “Чистая криница”, расположенного на территории Теляковского лесничества Узденского лесхоза, не спеша углубляемся в лес. Скоро начались заросли черемши — сочный зеленый ковер. А вот и сборщики — они уже успели наполнить пять больших пакетов свежей зеленью, на очереди был шестой.
Подошли к нарушителям природоохранного законодательства, представились. Объяснили, что черемша относится к растениям, занесенным в Красную книгу. Ответ задержанных стандартный: “Мы не знали!” Но, как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. Черемша в пакетах взвешена, мешки описаны, составляются протоколы. Размеры штрафов — от 20 до 50 базовых величин (1 базовая величина сегодня равна 35 тысячам рублей) — назначит суд. Согласно части 2 статьи 15.8 КоАП сборщикам придется возместить и ущерб за уничтожение черемши, а это ни много, ни мало — 175 тысяч рублей за килограмм листьев. Если медвежий лук был собран вместе с луковицами, ущерб возмещается в размере 245 тысяч за килограмм. Заготовители успели нарвать 9 кило-граммов.

От черемши — поворот

Большую роль в предупреждении такого рода природоохранных нарушений играет разъяснительная работа. Возле товарищества “Чистая криница” инспекторский УАЗ на обочине дороги простоял почти два часа. За это время напротив плантации с черемшой остановились четыре машины. Из них выходили люди, обували сапоги, вооружались пакетами и ножами. После непродолжительной беседы с инспектором Игорем Снигуром и участвовавшим в рейде охотоведом Узденской организации БООР Александром Былиновичем пожимали плечами и уезжали восвояси. Но ведь ехали целенаправленно — “нарвать на салат” многострадального лука. А сколько таких машин проехало мимо, заметив инспекторский УАЗ? Сколько людей побывало на других плантациях или в иное время? При задержании же разводят руками: “Я только для себя. Что такого, если полкилограмма листиков настригу?” В любом случае в процессе сбора черемша, растущая на мягкой, топкой почве, массово вытаптывается, повреждаются луковицы.
Инспекторы не просто так называют некоторых любителей черемши заготовителями. Ведь для салата к обеду, на который постоянно ссылаются сборщики краснокнижного растения, хватает 100—200 граммов листьев. А куда девать 9 килограммов зелени? Анатолий Медведь уверен — на продажу.
Вероятнее всего, хотел таким образом подзаработать еще один нарушитель, приехавший аж из Копыльского района и задержанный на поле недалеко от деревни Борки Узденского района. Иначе как объяснить тот факт, что в багажнике его микроавтобуса было обнаружено аж пять ящиков с листьями черемши общим весом более 10 килограммов? Ответ опять стандартный: “Я не знал, что черемша в Красной книге...”
И снова, пока оформляется протокол, инспекторы останавливают машины одну за другой, водители разворачиваются и уезжают. Кстати, не факт, что не на другую плантацию.

Ставка на следующее поколение

Анатолий Медведь вспоминает, что по сравнению с прошлыми годами сборщики, особенно так называемые промысловики, стали очень осторожны.  Сейчас еще ночью десант привозят к лесу, машина уходит. Люди, выставив дозоры, скрытно собирают зелень. Затем с набитыми сумками заготовители выходят из леса, вызывают машину и уезжают. Причем нередко для незаконного промысла дельцы нанимают безработных, лиц без определенного места жительства, несовершеннолетних.
После таких вылазок плантации черемши выглядят плачевно. Косят черемшу косами, вырывают с корнем, чтобы потом, в процессе фасовки, ненужное выбросить. Да и объемы заготовки часто бывают поистине варварские. Например, в прошлом году задерживали при выезде из леса заготовителей, у которых было по 100, 120 и больше килограммов расфасованной в пучки, тщательно упакованной и полностью готовой к продаже черемши!
В итоге медвежий лук попадает на рынки. Разумеется, за продажу растения тоже можно получить штраф. Только вот краснокнижнику от этого уже ни жарко, ни холодно. Такое недальновидное отношение к черемше прекратится минимум через поколение людей. В этом уверены инспекторы.
— Нужно начинать с детского сада, вводить экологическое воспитание для школьников, чтобы в будущем люди не могли прикрыться фразой “Я не знал!”, — уверен Анатолий Медведь. — В наше время сберечь медвежий лук могут работники лесной охраны. В их силах на период роста черемши (а это даже при холодной погоде не дольше двух недель) ввести усиленную, даже повахтовую, охрану плантаций. Кроме того, необходимо на этот же период выставлять на подходах к плантациям аншлаги и плакаты. Троп к черемше не так уж много, нет ничего сложного в том, чтобы заставить человека на пути к нарушению пройти мимо информационного знака. Чтобы уже язык не повернулся сказать: “Я не знал!”

Комментарий специалиста

Не поощряйте браконьерство!

Главный специалист управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ксения ПАНТЕЛЕЙ:
— Благодаря своим пищевым качествам черемша очень популярна в народе. Поэтому с наступлением весны тысячи людей прочесывают леса в поисках любимой зелени. Однако многие почему-то “забывают”, что, собирая или даже покупая растение, они нарушают закон. Самовольное изъятие дикорастущих красно-книжников из среды их обитания, незаконный оборот и другие действия, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания, запрещены.
Браконьеру за свое варварство придется заплатить штраф в размере от 700 тысяч до 1,75 миллиона рублей (от 20 до 50 базовых величин), индивидуальному предпринимателю — от 875 тысяч до 7 миллионов рублей (от 25 до 200 базовых величин). Кроме того, за продажу дикорастущего лука медвежьего, как и других краснокнижников, могут оштрафовать на 70—350 тысяч рублей (2—10 базовых величин).
Не поощряйте браконьеров покупкой черемши! Эту весеннюю пряность можно вырастить у себя на даче: растение неприхотливо и хорошо размножается самосевом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter