Горький кофе из "Перцовки"

ЛИЧНОЕ c Владимиром СТЕПАНОМ

Вы знаете хоть одного выпускника нашего журфака, который бы работал в большой газете Англии, США, Франции, Канады, Японии, Австралии? Или кого-то из наших, кто бы вел программы на центральных каналах телевидения вышеперечисленных стран? Может быть, и есть такие, вполне допускаю, но это скорее исключение из правил. То самое, которое правило только подчеркивает. Чтобы быть журналистом, надо знать язык, нравы, быт и все такое прочее. А чтобы это знать и понимать, в той стране надо прожить очень долго.


В Минске, в гастрономе на улице Ленина, в том самом, где сегодня японский ресторанчик, раньше, кроме всего прочего, продавался кофе. Тот гастроном из-за мемориальной доски назывался "Перцовка". Именно в нем часто перекусывали студенты и педагоги расположенной за углом консерватории: пирожок, булочка, кофе, сок, кефир...


Сегодня былая консерватория - академия музыки. У меня там было много знакомых. Некоторые и сейчас там преподают. Тогда, да и теперь, они называли свое учебное заведение "консерва", или "конса". Понятно, что шутили... Они забегали в гастроном часто с инструментами, которые не знали куда деть, и берегли, как детей.


Недавно прочел в интернете воспоминания одного из студентов консерватории о своих однокурсниках. Он там учился лет двадцать назад. Мы с ним были хорошо знакомы, часто пили кофе в том гастрономе и говорили "за искусство". Так вот он написал, что из 23 студентов его учебной группы (он пианист) только трое сегодня в Беларуси. Остальные живут и работают за границей. Представляете: двадцать музыкантов-исполнителей! Обосновались в США, Германии, Англии, Польше, Чехии, Голландии, Канаде, Австралии, Японии и даже в Боливии.


Можно порадоваться за музыкантов. Жизнь удалась, сложилась, они востребованы. Всем известно, что музыкантам и художникам преодолевать границы проще, чем кому-то другому. Проблема знания языка не на первом плане. Чайковский - он и в Африке остается Петром Ильичом, Моцарт с Бахом узнаются мгновенно на любом континенте. Взял несколько аккордов - и про музыканта все поняли.


Кто-то из уехавших играет в симфоническом оркестре маленького немецкого городка, кто-то преподает, кто-то дает фортепианные и скрипичные концерты, занимается репетиторством. Есть и такие, кто каждый вечер играет в ресторане. Но из тех двадцати все живут с профессии, с того, чему их научили в нашей консерватории. Это говорит о том, что наши специалисты востребованы во всем мире, что у нас хорошая исполнительская школа, что педагоги квалифицированные и умеют передавать свои знания ученикам.


И еще о чем подумалось, вспоминая вкус того кофе из граненого стакана и молодых людей с инструментами, - сколько же средств пришлось затратить государству на одного музыканта! Например, на флейтиста, который сейчас играет в симфоническом оркестре маленького немецкого городка, по масштабам сравнимого, нет, не с областным городом, а с нашей Речицей или Лепелем.


Вначале ребенок ходил в обычную музыкальную школу. Некоторые дети - с первого класса. Уже там с каждым одаренным ребенком занимаются индивидуально. Для занятий нужен небольшой класс, где можно расположиться с инструментом. В классе - пианино...


Еще существуют музыкальный лицей и школа-интернат для одаренных детей. Есть музыкальные училища. И только получив хорошую начальную подготовку, можно пробовать поступать в высшее учебное заведение. Там со студентом работают самые опытные и талантливые педагоги. Лучшие и самые-самые участвуют в различных конкурсах, которые организовывает академия музыки. Путь к совершенству невероятно долгий и сложный. Школа, лицей, академия... А потом этот музыкант оказывается в симфоническом оркестре маленького или пусть даже большого немецкого или английского городка. Как-то не совсем правильно и справедливо получается.


И сегодня, когда я вспоминаю вкус того кофе, который я пил в гастрономе с приятелем - пианистом из "консы", тот кофе уже не кажется мне таким вкусным, как прежде. Есть в нем странная горечь. Хотя я могу и ошибаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter