Горькие ягоды «Мерлина»

Жители  приграничных  украинских  деревень  массово  переходят  границу  для  сбора  ягод  и  грибов.  420  задержаний  —  это  только  начало…

Жители  приграничных  украинских  деревень  массово  переходят  границу  для  сбора  ягод  и  грибов.  420  задержаний    это  только  начало…   

Это место вам покажет на карте любой пограничник: Мерлинский авиационный полигон — огромный «прямоугольник» размером 46 на 34 километра. 130 тысяч гектаров леса, 44 гектара болот — второго такого в Беларуси не найти. С 1991 года «Мерлин» закрыт и не «воюет», но ситуацию, сложившуюся на белорусско-украинской границе с местным населением, иначе, как сложной, не назовешь. По одну сторону предупредительных аншлагов — 4 украинские деревни, в которых живет 12 тысяч человек. По другую — наши пограничники и десятки километров дикого леса. Противостояние идет уже более пяти лет… 

— Познань, Дроздынь, Березовое, Заболоть — в радиусе 100 километров от этих деревень нет ни одного предприятия. А семьи большие — по 10—12 человек... Хорошо помню 2004 год, когда мы задержали более 700 человек: на грузовых ЗИЛах они въезжали на нашу территорию, разбивали палаточные лагеря, и начинался настоящий ягодный чес. Похожую картину наблюдали в 2005-м, 2006-м и прошлом годах. Летом — черника, осенью — клюква, зимой — деловая древесина, — рассказывает «Р» Алексей Загородний, начальник управления пограничной службы Госпогранкомитета Беларуси. — После того как изъяли несколько машин, мотоциклов, подвод с лошадьми и велосипедов, поток «нелегалов» удалось сбить. Однако самой проблемы это не решило... Фактически, для местных жителей сбор дикоросов — единственный способ заработка и существования. 

Семья из 10 человек может собрать за сезон до 5 тонн ягод. Что потом? Перекупщики из Киева подъезжают к самой границе: за килограмм черники — 10 гривен, клюквы — чуть меньше. Вот и считайте... Белорусские пограничники предложили цивилизованный способ решения этой приграничной проблемы: жителям украинских деревень позволили легально въезжать через пункт пропуска «Верхний Теребежов» и проезжать в самое сердце «Мерлина». Собранную ягоду можно сдавать тут же: выездные заготконторы Белкоопсоюза сегодня платят примерно те же деньги, что и украинские частники. Но... не сложилось: только за июнь и июль пограничные наряды задержали 420 нелегальных сборщиков (причем половина из них — несовершеннолетние). 

— По настоятельной просьбе украинских коллег в прошлом году мы отказались от задержания и составления протоколов на нарушителей границы. Сейчас их предупреждают и выдворяют на сопредельную территорию. С человеческой точки зрения процедура стала проще: теперь задержанных не нужно везти в погранотряд за 250 километров и держать до передачи 2—3 дня... Однако с практической — эффективность такой профилактики стала в разы меньшей. Формула «попался 2 раза за год — привлекаешься к уголовной ответственности» теперь не работает. И местные, зная это, начинают наглеть, — говорит Алексей Загородний. — В разведку посылают несовершеннолетних детей. Оборудуют в лесу схроны. Переделывают мотоциклы в болотные амфибии… Все идет к тому, что этой осенью на  «Мерлине» нас ожидает настоящее нашествие и нынешние 420 задержаний покажутся мелочью.         

Проблема есть. Как ее решать? Понятно, что 30 километров границы проволокой не затянешь и дозорного под каждым кустом не посадишь. Поэтому в сезон вдоль границы и в основных местах сбора ягод выставляются дополнительные пограничные наряды. Чаще поднимаются в воздух вертолеты Ми-8. К обходу территории несколько лет привлекаются лесники Полесского военного лесхоза. Уже в следующем году будет отстроен новый пограничный пост «Мутвица», который позволит значительно увеличить личный состав на этом непростом участке. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter