Театральный мир губит клановость

Горькие уроки “Золотой маски”

В  российском театральном сообществе разразился очередной скандал: известные режиссеры Кирилл Серебренников и Константин Богомолов попросили не включать свои спектакли в номинанты главной российской театральной премии “Золотая маска”. Мотивировка почти классическая: “А судьи кто?”. Не устраивает новаторов театрального языка состав экспертного совета, сформированный Союзом театральных деятелей и Министерством культуры России. Учитывая то, что периодически под стрелы критики попадает и наша Национальная театральная премия, к скандалу на “Золотой маске” стоит присмотреться.


Спектакль “Год, когда я не родился” — новое прочтение Константином Богомоловым 
знаменитой пьесы Виктора Розова “Гнездо  глухаря”.

Этим режиссерам я не родственник. И к числу их поклонников себя не отношу, скорее, наоборот. Вот о чем подумал. Любой спектакль — продукт коллективного труда. Понятно, что концепцию задумывает режиссер. Но ведь претворяют в жизнь другие люди! И если все-таки консенсус не найдут, сколько актеров, художников, композиторов останутся без наград. Ведь и Серебренников, и Богомолов — режиссеры крайне плодовитые. Их спектакли сегодня идут в “Гоголь-центре”, Московском художественном театре, Театре наций, “Табакерке”. А для любого актера, что бы там ни говорили, по крайней мере, в предыдущие годы присуждение “Золотой маски” было знаком однозначного профессионального признания. Достать “чернил” и опять плакать в гримерке?

К двум бунтарям уже присоединилось театральное сообщество. 93 критика подписали письмо председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину с просьбой распустить только что сформированный экспертный совет:

“...Беспрецедентный кризис можно побороть только беспрецедентными мерами — поставить вопрос о роспуске только что набранного экспертного совета “Золотой маски”, сформировать новый, не вызывающий подозрений в идеологической тенденциозности и предвзятости”, — говорится в письме. Пытается погасить градус эмоций в прессе известный актер и председатель “Золотой маски” Георгий Тараторкин: “Это рабочий момент! Не надо раздувать из этого скандал!”

Театральный мир живет страстями. И не всегда здоровыми. Много лет “Золотая маска” привечала искусство экспериментальное, передовое, рисковое. Почти на грани фола. Лауреатами становились колебатели основ, возмутители спокойствия — Юрий Бутусов, Андрей Могучий, Дмитрий Черняков, Тимофей Кулябин... Теперь ветер подул в другую сторону. Хочется приятной картинки и позитивных эмоций. Министру Мединскому не нравится фильм “Левиафан”, а писателя Сергея Довлатова он называет “выдающимся литератором XIX века”. Зато экстравагантные высказывания чиновника сразу становятся крылатыми и уходят в народ. Никакого Петросяна не надо.

“Мне всегда казалось, что отказаться можно только от того, что тебе предложили, — парирует один из новых приглашенных экспертов Ольга Егошина. — Ничего подобного. Сразу два режиссера отказались от “Золотой маски” не только до того, как им ее дали, но до того, как их вообще включили в список”.

Уф. А может, дело в том, что “Золотая маска” просто изжила себя? Иерархия талантов в России более-менее сформирована. 

Хочешь существовать и реализовываться — должен примкнуть к какому-нибудь клану. Определиться, в чьей орбите будешь существовать. Потому что одиночное существование среди акул невозможно.

Даже если председатель СТД Александр Калягин добьется того, что экспертный совет будет переформирован, уверен, снова найдутся недовольные, потому что угодить всем нельзя. Происходящее напоминает провинциальный фарс, где все по-своему не правы. С одной стороны, мальчишеские обиды. С другой, кокетливый разговор на позициях силы. Плохо скроенный детектив, где убийцу можно высчитать заранее. Кажется, “Золотая маска” заигралась в саму себя.

pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter