Белорусские художники — о Великой Отечественной войне

Горькая рябина

Одно из важнейших событий этого года в сфере изобразительного искусства — открытие выставки «Память поколений» в Республиканской художественной галерее. Масштабный проект, посвященный Великой Отечественной войне, геноциду белорусов в годы гитлеровской оккупации и нашей памяти о трагических событиях прошлого, объединил как работы уже ушедших от нас классиков, так и творчество последующих поколений.


Залы Дворца искусства вместили сразу четыре объединенные общей идеей экспозиции: фондовую классику, хранившуюся в обширных запасниках Белорусского союза художников, полотна Студии военных художников при Министерстве обороны и объединения «Традиция» при БСХ, работы молодых авторов в самых разных, порой неожиданных жанрах и техниках, а также экскурс в историю создания знаковых военных памятников Беларуси: от «Непокоренного человека» — трагического символа Хатыни до сгорбленной скорбящей старухи возле братской могилы — скульптуры Александра Шаппо, воздвигнутой в 2013 году во время реконструкции мемориала «Память» на проспекте Дзержинского в Минске.

Каждый год в преддверии 9 Мая устраиваем выставки из наших фондов и запасников, а сегодня пошли дальше и сделали проект, который объединяет сразу несколько поколений, — рассказал председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик.  Кроме того, очень важно, что впервые к нам подключились два знаковых предприятия Белорусского союза художников — скульптурный комбинат и художественный комбинат. Мы показали важнейшие работы, которые создавались там нашими мастерами: от памятника в Хатыни, заложенного в советские годы, до мемориала в деревне Борки, появившегося совсем недавно. Здесь и «Врата памяти» в Тростенце (от работы Константина Костюченко каждый раз щемит сердце), и Ушачский музей народной славы им. Владимира Лобанка, оформленный монументальными росписями Владимира Кривоблоцкого: мы очень хотели его показать, чтобы молодежь начала туда ездить… Также весьма важно, что мы собрали на выставке работы не только столичных художников, но и мастеров из регионов.

Разные поколения по-разному проживают и осмысливают военную тему. В белорусском советском искусстве она занимала значительное место: не было художников, которых не обожгла бы война.
Новый взгляд на тему войны в инсталляции Сергея Шило.

Михаил Савицкий, Генрих Бржозовский, Иосиф Белонович — все они запечатлевали на холстах свою боль и свои воспоминания: о битвах и концлагерях, разрушенных гнездах и сожженных избах, где на руинах оставались погорельцы. О Дне Победы, который все встречали по-разному: кто в освобожденном Минске, кто в чистом поле, только что покончив с врагом, кто — наблюдая, как в восставшей из пепла деревеньке армейский повар из полевой кухни раздает голодным ребятишкам солдатский обед.

Следующее поколение — ученики великих, могучая реалистическая школа Беларуси. Жаль, мало их осталось в строю. Не стало Савицкого — одного из основателей Студии военных художников, ушли лиричный Громыко и грандиозный Данциг, однако их товарищи по-прежнему несут свое слово о войне (многие из них пережили ее детьми) и о сегодняшнем дне нашей армии, все так же воспитывающей настоящих героев.


— На этой выставке я представляю новую картину, посвященную моей маме, — подводит меня к холсту, на котором к молодой женщине жмутся испуганные дети, руководитель Студии военных художников Николай Опиок. — Очень многие мои работы биографичны, написаны по воспоминаниям. Это одна из них. Когда в нашу деревню пришли немцы, нас с мамой, моими братьями и сестрами тут же выгнали из хаты — сперва в землянку, потом мы жили в бане, которая топилась по-черному. И постоянно по ночам фашисты обшаривали наше жилище, обыскивали и маму, и нас, боясь, что кто-то может быть связан с партизанами.

Руководитель объединения «Традиция» при БСХ Владимир Уроднич тоже из поколения детей войны:

— В 1974 году, будучи выпускником нашей академии искусств, я попал в те места, где в 1943‑м молодым партизаном (19 лет от роду) погиб в бою мой отец Василий Уроднич. На этом месте и сегодня стоит обелиск, в его честь названа улица на моей малой родине, в агрогородке Ремель Столинского района, — поделился художник. — Сегодня в нашей республике проложены хорошие дороги. Проезжая по ним, представьте себе: а ведь рядом шла другая колея — по ней уходили на фронт солдаты, которых вы видите сегодня на полотнах художников-классиков.

Этих солдат и этих мастеров уже нет с нами, осталась только память. И мы, стоя перед их холстами, как перед иконостасом, должны склонить голову и помолчать.

Более молодые авторы тему Великой Отечественной войны отражают по-своему, чаще всего через призму семейной истории. Это иные трактовки, иной уровень осмысления — чувства людей, которые столкнулись с трагедией в рассказах родителей и дедов. Старшие товарищи, познакомившись с творчеством молодых коллег, оценили его положительно:

— Мне многое понравилось, — признается участник Студии военных художников Георгий Лойко— Конечно, это другое поколение, которое иначе, более опосредованно смотрит на войну. Но мне нравится, как сформирована экспозиция, она четко показывает, что в Белорусском союзе художников есть сегодня силы, способные не просто браться за такую сложную тему, но и создавать в этом направлении достаточно серьезные произведения.

Легенда белорусского искусства, народный скульптор Иван Миско поделился своим мнением об увиденном:

— Я убедился, какие богатые у нас фонды! Мы должны радоваться, что наши запасники оживают. Так что я благодарен организаторам — Белорусскому союзу художников за то, что открыли такую выставку. Потому что эта тема — наша боль, наша история.

Иван Миско заявил о необходимости создания памятника вдовам Великой Отечественной войны:

— Мы готовим сейчас официальное письмо с просьбой объявить конкурс, чтобы наши коллеги-скульпторы могли предложить свои идеи. Но такой памятник — нашим матерям, тем, кто в тяжелейшие годы нас выкормил и вырастил, — обязательно должен появиться!
Выставка «Память поколений» не ограничится только Минском, она поедет «на гастроли» в региональные музеи. Ее уже ждут и хотят видеть люди во всех уголках страны.
Виктор Тихонов (1955 — 2018). «Рябина горькая». 1974 год.

Проходя по залам, невозможно сдержать душевный трепет. Перед нами, по сути, документальная хроника, пусть и в художественном преломлении. Перед нами безграничная вера в совесть и мужество человека. И память — трудная и горькая, как рябина на картине Виктора Тихонова.

В Беларуси все государственные музеи 8 — 9 мая будут работать бесплатно

«Масштаб праздничных мероприятий в преддверии 9 Мая просто колоссальный, — сказал БЕЛТА министр культуры Анатолий Маркевич. — Работники культуры с большим удовольствием показывают свое мастерство на сцене театров, городских площадках. Нам есть что предложить зрителю, и я уверен, что в праздничные дни жители нашей страны, туристы найдут для себя интересные и полезные мероприятия. Уверен, что у всех будет замечательное настроение». Министр дополнил: в эти дни музеи предлагают посетителям тематические выставки о воен-ном лихолетье и геноциде бело-русского народа в годы Вели-кой Отечественной. «Все миро-вое сообщество должно знать, что происходило в то время, — отметил он. — Хочу проинформировать, что 8 и 9 мая музеи будут работать бесплатно. Мы еще раз расскажем всем правду о роли советского солдата и его вкладе в Великую Победу, а затем и в восстановление Беларуси. По крупицам создавалась экономика страны в послевоенное время, и на этой основе мы строим наше современное независимое государство».

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter