Страна движется по позитивному пути

Горькая пилюля конкуренции

Кто бы еще недавно, год-другой назад, мог подумать, что молодое Министерство антимонопольного регулирования и торгволи осмелится наказывать органы государственного управления за нарушение конкуренции. Местный протекционизм казался вечным и неискоренимым. Но нет же, сдвинулась проблема с мертвой точки. А чего стоит проект закона, регулирующий естественные монополии! Сколько лет они существовали, точно священные коровы. Много раз пытались ограничить их притязания. Но усилия разбивались о мощнейшее ведомственное лобби. Но вот на общественное обсуждение вынесен проект закона. А в нем есть возможность и публичного обсуждения тарифов, и право МАРТ получать копии бизнес-планов и прогнозов перспективного развития предприятий на 5 лет. Документ предполагает и в целом пересмотр перечня монопольных услуг. Если они могут успешно существовать в конкурентной среде, то необходимость в одном поставщике отпадает.

Определенные регулятивные меры не ограничивают бизнес, а упрощают ему жизнь.
фото pharmznanie.ru

Пока «монопольный» закон — только проект, которому придется просочиться через сито процедурных согласований, пройти через парламентские чтения и слушания… Несомненно, первоначальная задумка может несколько видоизмениться. Но само появление документа уже свидетельствует о векторе движения к максимальной конкуренции. По крайней мере, в областях, в которых она экономически целесообразна и организационно возможна.

Например, функции единого пока энергетического холдинга предлагают разделить на несколько составляющих. И если создавать конкуренцию в области передачи энергии нецелесообразно экономически, а диспетчеризация по всей логике безопасности должна находиться в одних ответственных руках, то в генерации и реализации конкуренция возможна. Соответственно, и целесообразность монополии в этой сфере деятельности не всегда обоснованна.

Но глава МАРТ настроен оптимистично. Возможно, не так быстро, как хотелось бы, но в стране складывается новый тип менталитета. «Находясь постоянно в творческой дискуссии с Министерством энергетики, всегда находим консенсус», — успокоил членов совета Владимир Колтович.

Да, конкуренцию любят далеко не все. Но она является той пилюлей, которая не всегда сладка на вкус, но лечит экономику. Второй вопрос, который выносился на обсуждение ОКС — пилотный проект по введению предельных отпускных цен на сердечно-сосудистые и онкологические медикаменты. Первые — массовые, вторые — одни из самых дорогих. Обе категории препаратов закупаются в приличном количестве за бюджетные деньги. Согласно законодательной инициативе, производители и поставщики будут регистрировать цены на свои препараты в Министерстве здравоохранения по согласованию с МАРТ. Адекватность стоимости будет оцениваться по стоимости таких препаратов в других государствах, со схожими условиями обращения такой продукции. Будет учитываться и средневзвешенная цена поставщика, а также издержки производителей. За эту инициативу МАРТ проголосовали единогласно. Поддержали ее и белорусские производители, и поставщики импортных лекарств. Правда, высказали сомнение, что произойдет тотальное снижение стоимости медикаментов. Представитель Минздрава Людмила Реутская пояснила: за ценами на фармацевтику всегда пристально следили. Был заключен меморандум с компаниями о предельных ценах на 1500 позиций лекарств. Когда обнаружили, что по 200 наименованиям цены в Беларуси выше, чем в России, провели точечные переговоры о снижении стоимости. Но это, так сказать, «ручная» работа. Поэтому производителям и поставщикам нравится инициатива МАРТ по внедрению референтного ценообразования.

Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Наталья Макеева объяснила: регулирование цен на лекарства — нормальная мировая практика. В каждой стране есть свои нюансы, но предложенный в Беларуси вариант вполне соотносится с общепринятой в мире практикой. И после вступления референтного ценообразования в силу будет проще общаться со штаб-квартирами крупных фармкомпаний. Они прекрасно понимают законодательно установленные правила игры, а когда приходят  письма Минздрава с просьбой пересмотреть цены на тот или иной препарат, то это вызывает некоторое недоумениие.

Максимальная открытость, с которой МАРТ готовил эту инициативу, дала свои плоды. Когда в других странах аналогичные регулятивные меры принимались кулуарно, то некоторые крупные компании просто уходили с рынка. В Беларуси все проходит в конструктивном русле. И при правильной постановке вопроса может оказаться, что определенные регулятивные меры не ограничивают бизнес, а упрощают ему жизнь.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter