Проверено: как мы искали мышьяк, свинец и марганец на дне новых кастрюль

Горькая пьеса на дне

К каким только уловкам не прибегают производители и продавцы! Недавно я нашла на интернет-сайте подушки… с витаминами, благотворно влияющие на организм. И еще кастрюли, которые, судя по всему, сварят вкуснющий суп практически из топора. Даже продуктов не надо — нержавеющая сталь настолько содержательна, что даст «калории» сама по себе.

А вот наша читательница Светлана Серегина из Витебска, наоборот, страшно боится найти в своих новых кастрюлях нежелательные элементы таблицы Менделеева. Вот и обратилась пенсионерка в редакцию с просьбой разъяснить, чем может быть опасна посуда из нержавеющей стали. Ведь каких только страшилок в интернете не начитаешься: то ли это борьба конкурентов на рынке посуды, то ли негативный опыт домохозяек?

Мы тоже решили исследовать данную проблему, выяснить, что миф и что — реальность. А помочь нам в этом нелегком деле согласились специалисты Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Хотя мы и поставили перед ними такие задачи, которые не всегда входят в круг должностных обязанностей санврачей. Но теперь — обо всем по порядку.

Идет отбор тестируемых изделий.

А вдруг там яды?


В беседе с журналистом Светлана Серегина и ее муж Анатолий признались: интерес к посуде из нержавеющей стали у них не чисто теоретический, а, скорее, практический. Дело в том, что пару недель назад они гостили у родственников на Смоленщине. Соблазнились рекламой и купили там практически с рук набор кастрюль TalleR. Привезли домой и решили проверить, как много сэкономили, приобретя посуду за рубежом. С помощью внучки перерыли весь интернет, связались с нашими интернет-магазинами — никто, по их словам, такие наборы не продавал. Это вызвало море сомнений: может быть, на территории страны данный производитель запрещен? Или эта посуда вообще подделка под известный бренд?

Одним словом, набор пылится — готовить в нем Серегины не решаются. На наше предложение отзываются с радостью и соглашаются отдать одну из кастрюль на исследование. Тем более что лаборанты санэпидемслужбы обещают вернуть ее в целости и сохранности — в том случае, конечно, если она хорошего качества.

Для широты нашего эксперимента мы решаем отобрать еще несколько образцов кухонной посуды. Главный врач областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Владимир Синкевич не возражает против моего присутствия при отборе проб товара, который проводят специалисты Витебского зонального центра в торговом центре «Корона». Здесь как раз идет комплексная проверка.

Вместе с помощниками врача-гигиениста Натальей Шабышевой и Галиной Богдановой выбираем образцы для будущего эксперимента. Сравнительно недорогие кастрюля с крышкой под брендом Excellent houseware (47,7 рубля) и ковшик Rondell (40,9 рубля), тоже с крышкой, вполне для этого подойдут. Красивые, сверкающие, с указанием, что можно и что нельзя. Например, по предупреждающим картинкам сразу видно: скрести по дну алюминиевого ковшика с антипригарным покрытием вилками и ножами запрещается.

Вода будет кипеть в кастрюлях полчаса.

Доставляем посуду в лабораторию, и я уговариваю специалистов добавить к исследуемым кастрюлям еще один экспонат — дома в кладовке завалялся старый металлический ковшик с эмалированным покрытием, уже здорово поврежденным. Хочу найти ответ на вопрос: почему нас убеждают, что использовать такую посуду нельзя?

Мастера лабораторных дел


Итак, на моих глазах фельдшер-лаборант Наталья Панушкина распаковывает наши образцы. Видавший виды ковшик, не единожды горевший на газовой плите, явно выделяется среди своих новеньких «собратьев». Врач-лаборант Людмила Безлюдова внимательно осматривает изделия:

— По внешнему виду новой посуды замечаний нет. Что касается бывшей в употреблении — такие кастрюли, однозначно, использовать нельзя. Чем чревато? Да всем чем угодно — от попадания кусочков эмали в пищу до явной миграции металлов...

Заведующая отделением надзора и контроля за гигиенической безопасностью Витебского областного центра Ольга Самсонова не считает предостережение безосновательным:

— При обнаружении подобной посуды в объектах общественного питания мы даже составляем протоколы и штрафуем виновных. Исследования таких образцов никто не проводит, но для того, чтобы удовлетворить ваш журналистский интерес, сделаем это.

Дальше все наши кастрюли тщательно моются. Измеряем объем, на две трети который заполняем дистиллированной водой. Это и будет модельная среда. Потом — электрическая плитка и 30-минутное кипячение. Все это время воду подливаем до нужного объема.

А пока девчата рассказывают немного курьезный случай: как-то проверяли качество сковороды. Поставили ее на плиту, а та вдруг взяла и изменила цвет с белого на розовый. Контрафакт? Да нет… Посмотрели более тщательно документы — оказывается, это сковорода-хамелеон…

Спектрометр выдает точный «диагноз».

Уф! Наконец мы получили ту самую жидкость, состав которой предстоит изучить. Закрываем, охлаждаем. Пока кастрюли испытываются 4-процентным уксусом на стойкость к коррозии, мы идем в соседний кабинет, где установлен специальный атомно-эмиссионный спектрометр. Исполняющая обязанности заведующей лабораторией санитарно-химических и токсикологических методов исследования Любовь Якутович знакомит меня с принципами работы необычной техники. В пробирку с полученным нами «отваром» дистиллированной воды помещается специальный катетер. Аппарат раскладывает состав «по полочкам» и в зависимости от материала, из которого в наших случаях сделана посуда, выдает табличку показателей. Норма и наличие.

Вся новая посуда: и кастрюля наших читателей, позиционируемая под брендом TalleR, и алюминиевый ковшик с антипригарным покрытием, а также вторая кастрюля из нержавеющей стали — прошла испытание на ура. Медь, мышьяк, бор, железо, марганец, хром, никель и другие показатели — ниже допустимого количества миграции. То есть даже чувствительности аппарата не хватило, чтобы установить конкретные цифры. Сопротивляемость коррозии также на уровне.

А вот что касается прошедшего «огни и воды» эмалированного ковшика, то он не только быстро дал ржавчину, но и в его модельной среде обнаружено небольшое превышение бора. При норме 0,500 мг на дециметр кубический здесь было 0,525 мг. Ольга Самсонова предупреждает:

— Нужно учитывать, что такие данные получены в лабораторных условиях. В быту хозяйка будет использовать не дистиллированную воду, а, скажем, кислую или щелочную среду. Не только варить, но и хранить в кастрюле еду. Предугадать, какие металлы и в каком количестве могут мигрировать в пищу в этих случаях, невозможно. Так что от всей посуды, имеющей повреждения, сколы и другие недостатки, нужно вовремя избавляться.

Простые правила


Из беседы со специалистами я поняла главное: посуду, как, впрочем, и другие товары, всегда нужно покупать у проверенных производителей. Не стесняться спрашивать документы, удостоверяющие качество и безопасность. Не лениться читать инструкции. Нашим героям Серегиным, которые и подсказали сегодняшнюю тему для проверки, просто повезло. Покупая набор кастрюль у сомнительных продавцов, они рисковали нарваться на подделку или приобрести некачественный товар.

Второе: не стоит верить широко распространенным в интернете мифам о том, что приготовленную в нержавеющей посуде пищу нельзя хранить в холодильнике. Или о том, что в нержавейке запрещено готовить кислые блюда — компоты, щи и т.д. В каждом конкретном случае производитель гарантирует безопасность своей продукции при соблюдении установленных им правил использования. Если вас эти правила устраивают — делайте покупку, если нет — ищите товар, подходящий именно вам. Но в любом случае нужно очень внимательно читать рекомендации и строго следовать им. Если, например, изготовитель указывает, что срок использования посуды ограничен двумя годами, — не стоит испытывать судьбу и пользоваться ею десять лет. Рекомендуют засыпать соль после вскипания — несложно выполнить этот совет для поддержания красивого вида вашей посуды.

И последнее, для успокоения: качество всей посуды и кухонной утвари, которую продают в наших магазинах, находится под строгим контролем. Причем не только санслужбы, но и самих продавцов — именно они отвечают за наличие полного пакета всех документов, удостоверяющих качество. То есть безопасность гарантирована. В сомнительных местах и с рук покупать такой товар не рекомендуется.

Кстати


С начала года специалисты Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья выявили лишь два факта несоответствия посуды и кухонных принадлежностей необходимым нормам. Из почти 250 проверенных изделий экзамен не выдержали силиконовые формы для выпечки. Да и то лишь по органолептическим свойствам — то есть по запаху.

a_veresk@mail.ru

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter