Горизонты «Сырной долины»

УСПЕШНЫМ был для березинских сыроделов минувший год. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, коллективом предприятия произведено товарной продукции на 166,3 миллиарда рублей, что на 63,4 процента больше предыдущего года, а объем ее реализации достиг 171 миллиарда рублей. Свыше 57 процентов продукции продано на экспорт.

Коллектив открытого акционерного общества «Березинский сыродельный завод» постоянно наращивает выпуск продукции и ее ассортимент.

УСПЕШНЫМ был для березинских сыроделов минувший год. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, коллективом предприятия произведено товарной продукции на 166,3 миллиарда рублей, что на 63,4 процента больше предыдущего года, а объем ее реализации достиг 171 миллиарда рублей. Свыше 57 процентов продукции продано на экспорт.

Новинки требуют вложений

Улучшились качественные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Более чем в полтора раза повысилась производительность труда. Рентабельность продаж составила 19,2 процента при плановом задании 14 процентов. Почти вдвое перекрыт показатель по энергосбережению.

— Успешная работа предприятия — заслуга всего коллектива, — говорит директор ОАО «Березинский сыродельный завод» Дмитрий Кондрашев. — Способствует этому планомерная и целенаправленная деятельность по модернизации производства, внедрению современных ресурсосберегающих технологий, освоению новых видов продукции, успешно конкурирующих как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

На предприятии, сообщил Дмитрий Михайлович, завершается третий этап крупномасштабного техперевооружения по многим направлениям. Построен и запущен в эксплуатацию цех по производству сухого обезжиренного молока. Еще один вид экспортной продукции — сухую подсырную сыворотку — заводчане стали выпускать на автоматизированной линии по переработке мокрой сыворотки. А ввод в эксплуатацию в конце 2010 года новых производственных мощностей сыродельного производства позволил в четыре раза, до 11 тонн в сутки, увеличить объем выпуска твердых сычужных сыров, повысить качество выпускаемой продукции и расширить ее ассортимент.

За 2011 год в модернизацию и техническое перевооружение было инвестировано порядка двадцати миллиардов рублей. Благодаря этому смонтированы и запущены в эксплуатацию новая канализационно-насосная станция, станция обезжелезивания воды, три артезианские скважины и станция второго подъема. Это положительно сказалось на улучшении качества используемой в технологическом процессе воды. Оснащенная самым современным оборудованием и соответствующая всем санитарно-гигиеническим требованиям производственная лаборатория — тоже на страже качества.

Существенную экономию энергоресурсов дали перевод котельной с мазута на природный газ, автоматизация технологического процесса по производству твердых сычужных сыров, внедрение линии по производству сухой молочной сыворотки с применением ноно-фильтрации, реконструкция воздушной компрессорной, запуск в эксплуатацию пластинчатого теплообменника, установка подогревателя воды…

Кроме того, в прошедшем году хозяйственным способом произведен текущий ремонт производственных помещений, приобретены молоковозы, а также три морских контейнера-рефрижиратора, позволяющие хранить до 120 тонн готовой продукции.

На предприятии постоянно ищут резервы для дальнейшего сокращения потребления энергоресурсов. Уже в нынешнем году в цехе сухого обезжиренного молока планируется перевести работу сушилок с пара на газогенераторы, завершить модернизацию аммиачной компрессорной, что в два раза увеличит ее производительность. Вскоре современное оборудование заработает в новом солильном отделении сыродельного производства с системами охлаждения и автоматического приготовления рассола, автоматической загрузки и выгрузки. А в ближайшее время будет установлена новая австрийская линия по производству твердых сычужных сыров российской группы, что даст возможность в полтора раза увеличить объемы выпуска сырной продукции. Прорабатывается вопрос поэтапной установки спутниковой навигационной системы на весь автомобильный транспорт предприятия.

Кстати, выпуск твердых сычужных сыров занимает львиную долю — около 70 процентов — в общем объеме производства. Под торговой маркой «Сырная долина» заводчане производят 18 видов твердых сыров, и их ассортимент все время расширяется. Здесь умело сочетают использование традиционных рецептур и внедрение новых современных технологий. Покупателям хорошо знакомы твердые сычужные сыры с разной массовой долей жира в сухом веществе и различными сроками созревания, такие как «Голландский» и «Голландский-премиум», «Буковинский», «Эдамер-премиум», «Королевский молодой», «Мраморный», «Сливочный», «Березинский», «Сливочный-био», «Монарх», «Пармезан-де-люкс» и другие. Многие из них отмечены самыми высокими наградами на республиканских и международных выставках и конкурсах. К слову, сыр «Голландский брусковый» с массовой долей жира 45 процентов на ХХ Международной агропромышленной выставке-ярмарке «АГРОРУСЬ-2011» признан победителем в своей номинации и отмечен золотой медалью. А само предприятие удостоено большой золотой медали 15-й Международной выставки продуктов питания, напитков, ингредиентов «Интерфуд-2011» за сыры «Голландский брусковый», «Сметанковый» и «Мраморный».

Молоко в основе качества

Кроме сыров, в Березино производят сливочное масло, цельномолочную продукцию и сухие молочные продукты, которые неизменно пользуются спросом у отечественных и зарубежных покупателей, потому что изготовлены они из натурального сырья. Качество выпускаемой продукции постоянно в поле зрения руководства, специалистов и всего коллектива. Не случайно здесь внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 и система качества НАССР. А в настоящее время заводчане работают над внедрением системы менеджмента безопасности продуктов питания ISO 22000.

ОАО «Березинский сыродельный завод» не один раз выходил победителем республиканских конкурсов. По итогам конкурса «Лучшая продукция года-2011» во второй раз звание победителя присуждено маслу сладкосливочному несоленому «Крестьянское». А в номинации «Сыры сычужные» такого звания удостоены «Сливочный», а также «Духмяны» с тмином.

— Качество выпускаемой продукции зависит не только от технической оснащенности предприятия, уровня подготовки и ответственности рабочих и специалистов, но и от поступающего на переработку сырья, — рассказывает Дмитрий Михайлович. — Поэтому за хозяйствами, которые сдают нам молоко, мы закрепили своих специалистов. Они оказывают консультативную и практическую помощь. Создали службу по обслуживанию молочно-товарных ферм, которая производит ремонт и замену доильного и холодильного оборудования на условиях оплаты поставляемой продукцией. И это уже дало ощутимые положительные результаты. Только за прошлый год объемы поступившего на переработку молока сорта «экстра» увеличились с 8,8 до 20,6 процента от общего количества.

По утверждению главного технолога Татьяны Даливайло, специалисты технологической службы предприятия постоянно разрабатывают и внедряют в производство новые виды продукции. Только за прошедший год на прилавках магазинов появилось восемь новых видов сыров. В их числе — «Монарх» с пропионово-кислыми бактериями, «Королевский» с привкусом топленого молока, «Сливочный Био» с пробиотическими микроорганизмами. В январе нынешнего года сварена пробная партия сыра «Голландский Юниор» с массовой долей жира 28 процентов.

Экспорт балансирует доходы

Выпущена заводчанами и пробная партия совершенно нового вида продукции — молочно-жирового концентрата, который не производится в нашей стране ни одним предприятием. Он завозится из-за пределов Беларуси для изготовления заменителя цельного молока, предназначенного для выпойки телят. Уже проведен тендер на закупку импортного оборудования. После его установки и запуска к концу первого полугодия здесь будет производиться в сутки до девяти тонн концентрата. Планируется обеспечить им все потребности отечественного рынка, а оставшуюся часть продукции отправлять на экспорт.

По словам главного экономиста Раисы Кардымон, именно благодаря экспортным поставкам предприятию удается перекрывать убытки от реализации социально значимой цельномолочной продукции на внутреннем рынке. Выручка от ее продажи по фиксированным ценам не компенсирует даже затраты на закупаемое сырье. А ведь к сырью добавляются расходы энергоресурсов, оплата труда переработчиков, амортизация оборудования. В итоге рентабельность производства социально значимой цельномолочной продукции составляет минус 50 процентов. Перекрывать убытки заводчанам удается только за счет увеличения объемов продажи твердых сыров и сухого обезжиренного молока за пределы страны.

География экспортных поставок продукции Березинского сыродельного завода постоянно расширяется. Кроме различных регионов Российской Федерации, молочные изделия березинских сыроделов охотно покупают и другие потребители, в частности, Украина. На ближайшую перспективу прорабатывается также рынок Казахстана, который открывает широкие возможности в рамках единого Таможенного союза.

Николай ЧАЛЕЙ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter