ГОРИТ ЛИ СВЕТ В “ОДНОМ ОКНЕ”?

С боем курантов свой первый день рождения отметит президентский Указ №152, который вступил в действие 1 января уходящего года и предписал максимально упростить и ускорить процедуру выдачи справок и других подобных документов. В течение всего этого года в стране шло активное внедрение заявительного принципа "одно окно", отшлифовывались детали взаимоотношений госорганов и граждан по "справочным" вопросам, находились и исправлялись недоработки. Министерство юстиции как координатор деятельности "одного окна" постоянно анализирует накапливающиеся результаты. Сейчас специалисты уже уверены, что позитивный результат есть. Например, справки в организациях ЖКХ граждане могут заказать по телефону, а налоговые органы стали работать и после 18.00. Но без проблем тоже пока не обходится — по части материально-технического оснащения, не решены вопросы очередей. Чтобы посмотреть, как развивается принцип "одного окна", корреспонденты "НГ" решили самотоятельно заглянуть в несколько таких "окон".
У нуждающихся в улучшении жилищных условий стало одной заботой меньше

Уже несколько лет сохраняются высокие темпы увеличения объемов строительства жилья. Логично предположить, что так же быстро растет и количество регистраций недвижимости.  Очереди в БРТИ выросли? Нет. Почему?
— Очереди сократились по двум причинам, — объясняет заместитель директора Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Александр Сапун. — Во-первых, отпала надобность каждому бегать к нам за справками, во-вторых, мы увеличили количество окон.
Что касается расширения площадей и штата сотрудников, то все понятно: увеличили количество окон до 36 по четырем адресам. Поэтому очередь сама равномерно распределяется. У агентства даже есть сайт, на котором в режиме реального времени можно посмотреть, есть ли очередь.
А почему стало меньше людей, которые лично ходили в БРТИ?
— Это стало ненужным. Прошел почти год, как мы начали работать с районными исполкомами по заявительному принципу, — вспоминает Александр Сапун. — И те граждане, которые раньше приходили к нам за справками для постановки на очередь нуждающихся или для сверки сведений о наличии жилых помещений, забыли к нам дорогу. Теперь справки запрашивает сама администрация с использованием вычислительной сети Мингорисполкома. Благодаря электронным каналам исполкомы получают от нас ответ в течение одного дня. А таких справок в месяц набирается около 10 тысяч!
Теперь через электронную почту в агентстве запрашивают необходимые сведения и нотариусы. Ведется переписка и с Беларусбанком по поводу справок для получения кредита.
Вместе с тем нельзя не сказать об инерции, которая присутствует по некоторым направлениям. Например, в тех же людях, которые продолжают идти в агентства за справками, которые нужны райисполкомам. Им кажется, что так надежнее, хотя никакой разницы нет.
Не очень охотно запрашивают сведения для выдачи справок о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предприятия, к которым их работники вполне могли бы обращаться — всего 705 справок, в то время как при личном обращении счет таким справкам идет на десятки тысяч. Вот еще один ресурс для сокращения очередей и эффективного использования рабочего времени.

Закажем... через Интернет?

Принцип “одного окна” в поликлиниках действует несколько иначе, чем в других государственных учреждениях — не всегда получается выдать человеку справку сразу. Все зависит от того, какой документ нужен.
— Речь о справках, которые выдаются на ношение оружия, на получение водительских прав, а также перечне других документов, — говорит Евгений ШЕВЦОВ, главный врач 34-й центральной поликлиники Советского района столицы. — Для их получения придется пройти дообследование. К тому же, чтобы подготовить такой документ, врачу необходимо видеть пациента. Поэтому, если ваши родственники решили получить справку за вас, следует учесть, что заочно такой документ не выдается.
Главврач признает, что получение справок перестало быть для населения утомительной процедурой. Человеку теперь не нужно в прямом смысле бегать по врачам, чтобы заиметь такой документ. Теперь он приходит к доктору и не уходит из кабинета до тех пор, пока его проблема не будет решена.
С введением принципа “одного окна” удобно стало не только пациентам, но и медицинским работникам, поскольку работа по выдаче справок приобрела системный характер. Теперь каждый специалист знает, за какие документы он отвечает.
С 1 января у населения, обслуживаемого 34-й поликлиникой, появится возможность заказывать талоны к врачам через Интернет. Главврач не исключает, что со временем люди смогут, не выходя из дома, получить и информацию о выдаче справок на сайте поликлиники.

В очереди за землей

Обратиться к тому, как “одно окно” работает на Могилевщине, заставило редакционное задание получить свидетельство о государственной регистрации на земельный участок, используя именно этот принцип.
Главное впечатление: знаете, удобно. В РУП “Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру” (в народе прочно укоренилось его прежнее название — БТИ) действительно пришлось побывать лишь дважды. Первый раз, когда подавал заявление с просьбой оформить законность владения участком. Во второй раз пригласили забрать уже сам документ. Правда, между этими посещениями вместе со специалистами филиала института “Белгипрозем”, которые на своем транспорте заехали за мной, участвовал в процедуре обмера дачных “соток”, чтобы потом была возможность составить план-схему.  Но в БТИ заранее предупредили, что в связи с огромным наплывом заявлений сроки несколько продлятся.
Однако помимо этого незначительного “но” есть и другие, довольно существенные.
РУП “Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру”, как и иные подобные структурные подразделения, работают в рамках Закона “О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним”, принятого в июле 2002 года. Этим законодательным актом определен и перечень документов, необходимых к представлению в “одно окно”. Естественно, многие обращающиеся ни самого закона, ни перечня просто не знают. И когда их отправляют за недостающими бумагами, начинают возмущаться: мол, начинается волокита.
Для тех, у кого подобная регистрационная процедура впереди, могу дать совет: прежде чем обращаться в “одно окно”, обратитесь в справочную службу того же БТИ. Тогда не придется пенять на “бюрократизм и волокиту”, поскольку сразу предоставите все нужные документы.
Однако сказать, что мнение всех, кто регистрирует свои земельные участки, будет идентично моему, поостерегусь. И в первую очередь потому, что земельное законодательство в последнее время усложнилось.
Но граждане в большинстве своем считают, что обращение в “одно окно” полностью освобождает их от каких-либо забот. Отнюдь нет. Ведь принцип лишь упрощает процедуру оформления, но организация, его осуществляющая, не берет на себя всю его тяжесть.
Хотя и само “окно” иногда “закрывается” перед самым носом у заявителя. Недавно одна из наших читательниц рассказала, что свой дачный участок пришлось оформлять с июля по октябрь месяц. В районе, оказывается, специальной службы нет, а межрайонная находится в Горках, обслуживает несколько регионов. И пока дело дошло до выдачи свидетельства, дважды терялись все документы, их приходилось обновлять. Но это уже характеристика уровня квалификации кадров.
Сказывается и нагрузка на них. По свидетельству заместителя директора РУП “Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру” Николая Васильевича Гущина, к ним с начала года в “одно окно” обратилось 9850 человек. И получили нужный документ 11 860 человек.

Сведения о доходах собирайте сами

После новогодних праздников многие наши сограждане отправятся в налоговые инспекции, чтобы отчитаться о полученных доходах. Подача деклараций — конечное звено в этом процессе, а прежде необходимо собрать справки. Можем ли мы, заглянув в “одно налоговое окно”, поручить эту процедуру налоговикам?
За разъяснениями мы обратились к старшему государственному налоговому инспектору отдела информационно-разъяснительной работы Министерства по налогам и сборам Александру ЗЕЛЕВСКОМУ:
— Возьмем такой пример: человек строит жилье, и ему положены налоговые вычеты. Ему необходимо представить, во-первых, документы, подтверждающие факт строительства, а во-вторых, справки из всех источников, из которых он получал доходы, поскольку расходы, понесенные на строительство, будут вычитаться из них.
Это гражданин должен сделать сам, поскольку налоговые органы не могут знать, нес он расходы или нет.
Единственное, что можно дополнить: если человек брал кредит на строительство жилья и потерял квитанцию о его выплате, то налоговый орган по желанию плательщика на основании кредитного договора может самостоятельно сделать запрос в банк о сумме погашенного долга.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter