Как изготавливают факелы для эстафеты «Пламя мира» в преддверии II Европейских игр

Гори ярко!

Сегодня в Минске презентуют факел II Европейских игр. Третьего мая он, взяв старт из Рима, начнет долгий путь по Европе, заберется на гору Монблан, а потом обязательно прибудет в Беларусь. Эстафета огня «Пламя мира» финиширует на стадионе «Динамо» в день открытия II Европейских игр. Все это еще будет, а накануне презентации факела, который в ближайшие недели будет обсуждать и рассматривать весь мир, мы заглянули на Новогрудский завод газовой аппаратуры и увидели, где и благодаря кому рождается наше «Пламя».


О том, что в Новогрудке делают газовое оборудование для автомобилей, знает, наверное, каждый автомобилист. Многие вспомнят, что оттуда выходит немало деталей для газовых плит. В реальности возможности завода гораздо шире и многограннее, но даже для видавших виды инженеров поставленная в преддверии II Европейских игр задача оказалась серьезным вызовом. В общих чертах все понятно: факел должен быть красивым и безопасным. При этом — не гаснуть. На практике, как водится, начинаются нюансы. Пока мы идем по территории на участок, который занимается сборкой факелов (детали для них штамповали и точили всем заводом), начальник ремонтного цеха Виталий Ярош рассказывает: образ факела, который сегодня презентуют всему миру, рождался полтора месяца, и окончательно остановились лишь на тринадцатом по счету варианте.

— Мы к заданию подошли очень ответственно. Конструкцию факела с самого начала разрабатывали своими силами — со специалистами ремонтно‑механического цеха. С дирекцией II Европейских игр согласовали лишь дизайн и цвет. 



«Неудачные» образцы пока сложены здесь же, в цеху. Выглядят, кстати, весьма достойно, и, реши Беларусь принять еще одни Европейские игры, что‑то из этой коллекции запросто можно было бы использовать. Но не получится: пойдут на переплавку. Впрочем, по этому поводу в Новогрудке никто не переживает: обычный техпроцесс. Зато с видимым удовольствием рассказывают об окончательном варианте.

Виталий Ярош.

— Всего в конструкции факела «Пламени мира» 40 деталей, и его изготовление — весьма трудоемкий процесс. Особенно если учесть, что большинство частей изготавливались вручную. Работа очень ответственная, внутри изделия — пропан‑бутановая смесь под давлением порядка 16 атмосфер. Если где‑то будет брак, может случиться беда и большой скандал. У нас, конечно, был небольшой опыт изготовления факелов для презентаций некоторых белорусских фирм, но это были в основном разовые и довольно стандартные изделия. Здесь же — особенный случай.

Сегодня большая часть из почти двух сотен факелов уже собрана и упакована в коробки. Рабочие переживают, что ящики в цеху немного загрязнились, поэтому оставшиеся «на поверхности» детали переносят с места на место двумя пальцами. Бережно, чтобы не уронить и не испачкать. Объясняют: хочется все сделать идеально. Ярош замечает: без проблем и трудностей не обошлось. Проводили эксперименты, на каждом этапе изделия тестировали и дорабатывали. Но зато сегодня рабочие в цеху с удовольствием рассказывают, как пытались всеми силами погасить огонь.


— В истории ведь уже были случаи, когда факелы гасли во время олимпийской эстафеты. Для нас было важно сделать все возможное, чтобы в преддверии II Европейских игр все прошло гладко. Обычно наш цех работает для нужд завода: какие‑то детали изготовить, тару… На мировой уровень еще не выходили, так что все очень старались. Стопроцентной гарантии, конечно, никто не даст, но, поверьте, чтобы погасить «Пламя мира» придется сильно потрудиться. Мы проверяли его в разных погодных условиях, бегали с ним под дождем, зажигали на ветру. Пришлось кое‑что дорабатывать в конструкции, но в итоге получилось надежно. Мы с ребятами даже на машине разгонялись с этим факелом. По требованиям Европейского олимпийского комитета пламя не должно гаснуть на скорости до 76 километров в час. Мы разогнались до 120 и можем заверить — горит. Кстати, в случае непредвиденной ситуации зажечь факел можно будет очень быстро, но мы надеемся, что на практике повода проверить это ни у кого не будет.

Тестируется, к слову, каждый из факелов. И все — вручную. Критериев много. Мастер цеха Алексей Устиненко рассказывает, что пламя должно гореть строго вертикально. Если оно будет вырываться со всех сторон — вид будет не тот. На регулировку каждого факела уходит, как минимум, две минуты. Позже группа сотрудников завода отправится обслуживать факелы во время эстафеты. Устиненко объясняет:

— Факелы нужно заправлять, чистить от нагара: внутри появляется копоть, снаружи — следы перегрева. Все это нужно оперативно убирать и приводить в исходный вид. Все, кто вошел в обслуживающую группу, проходили специальное обучение по работе с сосудами под давлением и готовы к любым нештатным ситуациям.


На соревнования II Европейских игр из Новогрудка собираются многие. По словам Виталия Яроша, причастность к этому событию заставила многих заводчан начать живо интересоваться приближающимся турниром. К тому же они гордятся результатами своего труда и хотят увидеть факел во время эстафеты. Сам Виталий Ярош и вовсе будет принимать участие в эстафете «Пламя мира».

— Для меня это большая честь. Тренироваться пока не пробовал, но настраиваюсь. Дело‑то ответственное. Но вообще, каждый из нас, когда где‑то видит рекламу II Европейских игр или спортивные новости, чувствует, что стал частью чего‑то очень значимого. Уверен, в июне нас ждет настоящий спортивный праздник.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter