Гори, свеча...

Календарь и традиции

15 февраля — православное Сретение Господне, или, в народной традиции, Громницы.


Неделя с 13 по 19 февраля по народному календарю идет под знаком перелома, пограничья — начинается борьба двух основных периодов года: зимы и лета. И как бы зима ни «огрызалась», что она сейчас и делает, ей пора уходить: «Як прыйдуць Грамнiцы, то скiдай рукавiцы». А еще считается, что после этого вполне может случиться гроза, и это не рассматривается как аномалия, «проста не надта добра» — ведь лес еще «неодетый». Традиционно в Беларуси в отличие от России особо почитаются громничные свечи. Сама по себе свеча символизирует жизнь, выступает знаком вечности, имеет женскую символику. Она, по представлениям древних, — своеобразная проекция звезд, свечей небесных, которые по ночам зажигают ангелы. Кроме того, свеча воспринимается как наивысшая жертва Богу и предкам. Свечи «вялiкодныя», венчальные, четверговые, громничные наделяются необыкновенной чудодейственной силой. Свеча как особый знак вечного огня зажигается у сакральных «крынiц», в местах чудесного явления икон, там, где происходили настоящие чудеса избавления от напастей, эпидемий, болезней. Наиболее ценными считаются свечи, изготовленные из воска. Громничные делали всей семьей, а когда несли освящать в церковь, то обязательно прятали от «лiхога вока». Важным считается и настроение того, кто делает свечу: ему нельзя хмуриться, наоборот — приветствуется смех, который как бы отгоняет все плохое от самой свечи и она потом в нужный и ответственный момент будет лучше «работать».


Кстати, в Беларуси, как и у наших соседей, чуть ли не каждая деревня имела собственный престольный праздник и своего святого заступника, который более других почитается. В его честь изготовляли на собранные всем миром деньги одну большую общую, «братскую», свечу, символизировавшую единство и почти кровное братство. И по сей день и у нас, и у этнических белорусов в далекой Сибири отмечается праздник свечи, чаще всего — «братской»: Васильевской — 14 января, Ильинской — 2 августа, Успенской — 23 августа, Спасовской — 14 августа, Пречистенской — 28 августа, Покровской — 14 октября. Праздник проходил как семейная или общедеревенская «вечарына», могли также собираться и так называемым «церковным братством». И главной здесь выступала свеча в виде женской фигуры: своеобразной «головой» служила большая свечка, а две другие отходили, словно «руки», по бокам. Поскольку свеча имеет женское начало, ее одевали в женский наряд, и каждый последующий праздник она наращивалась, увеличивалась в размерах, в результате иногда доходила до 5 — 10 кг. Такую восковую фигурку ставили в «сявеньку» с зерном под иконы. Свеча передавалась поочередно из одного дома в другой, а потом ее отдавали в местную церковь.


В семейной обрядности свечи использовали очень широко — от момента крещения и до последнего дня в жизни человека: при любой хвори, девушки во время гадания, при венчании, во всякую тяжелую минуту, перед дальней и трудной дорогой, при отправлении в армию. Свеча — обязательный сакральный предмет во время трудовых ритуалов. Ее оставляли после «пешай баразды» на ниве, вешали на шею корове–кормилице, защищая от сглаза, воском, оставшимся от сгоревших в церкви свечей, подкуривали пчел, свеча защищала во время грозы и «пры ўсякай нядобрай прычыне». А еще, говорят, свеча загорается в ночи на месте, где зарыты «заклятыя скарбы»...


Сон в руку


Видеть огонь — на доброе здоровье, к прибыли, к деньгам; небольшой огонь — какие–то задуманные дела в этот день не получатся и надежды не оправдаются. Тушить огонь — к ссоре.


Звезды — к доброму дню, уважению со стороны близких и особенно детей.


Свеча, спокойно горящая, — тоже к добру, а сильно потрескивающая или если ее гасят — к гостю, иногда незваному.


Видеть празднично одетую женщину — «быць у застоллi».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter