Горецкие красоты

Приезжая в Горки, обязательно посещаю ботанический сад Горецкой сельскохозяйственной академии. А как же иначе? Быть в городе и не побывать в одном из старейших ботанических садов Европы — непростительно!

Приезжая в Горки, обязательно посещаю ботанический сад Горецкой сельскохозяйственной академии. А как же иначе? Быть в городе и не побывать в одном из старейших ботанических садов Европы — непростительно!


История Горецкой академии началась в 1836 году, когда указом царя Николая I было утверждено положение о Горы–Горецкой земледельческой школе. В начале XIX века все земли от деревни Горы до поселка Горки на Могилевщине принадлежали графу Л.Ф.Соллогубу. Имение было большое и организованное на английский манер: добротные поля, аккуратные огороды, отличные выгоны и пастбища, укосные луга. В оранжереях зимой выращивали свежие огурцы, лук, петрушку, томаты и цветы.


Когда началась Отечественная война 1812 года, расторопный граф заключил с военным интендантством контракт о поставке русской армии продовольствия, фуража, обмундирования и различного снаряжения. Ему выдали аванс. Но уже в самом начале боевых действий поместье сильно пострадало и помещик не смог обеспечить весь объем поставок. Так в счет долгов и перешло имение казне. И стало базой для создания Горы–Горецкой земледельческой школы.


Графская оранжерея была преобразована в зимний сад, а на базе древесного питомника начато формирование главной составной части ботанического сада — дендрария. Ботанический сад и дендропарк в Горках были заложены в 1849 году итальянским художником и архитектором Анжело Кампиони. Сюда начали привозить древесные растения не только из разных уголков белорусских земель и Российской империи, но и из заграничных ботанических коллекций.


Становление и расцвет Горецкого ботанического сада и его дендропарка связывают с именем Демьяна Романовича Новикова — заслуженного деятеля культуры БССР. Именно он с 1920 года, будучи заведующим академической библиотекой, возглавлял парковое хозяйство. Когда в 1940 году в честь 100–летия Белорусского сельскохозяйственного института лучшие из лучших получали награды в Москве, сам «всесоюзный староста» Михаил Калинин вручил Демьяну Романовичу медаль «За трудовое отличие». Окрыленный возвращался он из Москвы. Впереди — столько планов и идей! Но им, увы, не суждено было сбыться — началась война. Если накануне 1941–го ботанический сад и дендрарий насчитывали около 900 видов растений, в том числе уникальнейших, нигде больше не произраставших в стране, то после войны осталось всего около 170 видов. По планам Новикова и при его непосредственном участии были заложены новые парки и скверы, разбиты цветники, высажены сотни тысяч деревьев и кустарников, создана богатая коллекция цветочных растений.


Парковое хозяйство академии было неоднократным участником и дипломантом ВДНХ. Трижды оно отмечено почетными дипломами 1–й степени, награждено 4 серебряными и бронзовыми медалями. На смену Новикову пришли ученые–биологи Георгий Маргайлик, Людмила Кирильчик, Николай Чепиков. Сейчас же ботанический сад возглавляет доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Анна Гордеева, а Горецкий дендрарий представляет собой богатейшую — более 500 видов растений — коллекцию уникальных древесных растений открытого грунта со всего мира.


— Еще недавно коллектив ботанического сада усердно «налегал» на иноземную экзотику, — вспоминает Анна Петровна. — Тогда в академии занималось много студентов из Африки и других стран мира. Но это удовольствие было дорогостоящим, связано с перевозкой, таможенными барьерами. Было решено перейти на местную флору. Нас интересуют низкорослые, приземистые растения декоративной формы, шары, колонны, пирамиды... Активно осваиваем и художественную стрижку, создавая самые различные геометрические фигуры.


Надо сказать, что горецкие ученые во многих областях были первыми. Именно с Горецкой академией связано создание профессором И.А.Стебутом первого в мире опытного поля на 20 десятинах земли. Профессор А.Н.Козловский здесь заложил первый в России гончарный дренаж. В Горы–Горецком институте был сконструирован и первый в мире зерноуборочный комбайн. А сейчас горецкие ботаники освоили еще одно великолепное новшество — выращивание растений в контейнерах. И не только цветов и кустарников, но и деревьев.


— 2012 год, — делится планами Анна Гордеева, — будет судьбоносным для нашего ботанического сада: планируется его коренная реконструкция. Предполагается создать болотные сады, коллекцию семейства брусничных (клюквы крупноплодной и болотной, голубики крупноплодной, брусники), водных растений и культур прибрежной зоны, будут сконструированы небольшие водоемы. Заложим сиренгарий, проведем освещение в парке. Кстати, декоративные экспозиции будут подсвечиваться лампами, работающими на солнечных батареях.


Черенкуем, на зиму глядя


Многие древесно–лиственные породы декоративных деревьев и кустарников вообще не размножаются семенами: они либо не завязываются, либо не вызревают. Так происходит, к примеру, у форзиции европейской, чубушника мелколистного, тополя китайского и др. У снежноягодника семена вызревают, но всходят так долго!


Методом долгих проб и ошибок в ботаническом саду Белорусской сельскохозяйственной академии был разработан поистине уникальный способ вегетативного размножения. В отличие от привычного летнего, так называемого «зеленого», черенкование здесь делают предзимнее. Причем в открытом грунте. Впервые его опробовать несколько лет назад предложила Людмила Кирильчик, старейший работник академии, а на то время — заведующая ботаническим садом. Этот метод нигде прежде не использовался и даже не был описан в литературе.


— Процесс довольно простой, — рассказывает заведующая питомником древесно–лиственных пород ботанического сада БГСХА Людмила Сёмкина, — и очень эффективный. Предзимнее черенкование позволяет при относительно ограниченном количестве исходного материала максимально размножить понравившуюся культуру. Для садоводов, занимающихся выращиванием посадочного материала, этот способ — самый удобный. Он не требует специальных сооружений–череночников в виде теплиц или парников, прост в уходе и дает очень высокий процент укорененных черенков. К тому же подзимнее черенкование позволяет уже за год получить укорененное растение. А это — огромный выигрыш во времени.


Как только растения закончат вегетацию и сбросят листья, начинаем заготавливать одревесневшие черенки толщиной 6 — 8 мм (при использовании более тонких или толстых результаты ухудшаются) и длиной 20 — 25 см. Можно и в декабре, если он теплый и влажный, как нынешний. То есть, пока стоит плюсовая температура, смело черенкуйте.


Лучше укореняются черенки, взятые с молодых побегов из нижней части ствола материнского растения. Для заготовки черенков хорошо использовать поросль, образующуюся после обрезки дерева «на пень».


У сажаемого в открытый грунт черенка верхний срез делают косым (чтобы скатывались капли дождя) выше почки на 0,3 — 0,5 см, а нижний прямым — непосредственно под почкой. Если растение трудно окореняется, можно черенок немного поранить: острым ножом сделать неглубокий продольный срез в нижней половине черенка с противоположной от почки стороны.


Никакие стимуляторы или препараты, ускоряющие корнеобразование, горецкие ученые не используют. Черенки сразу высаживают на заранее приготовленные гряды, на которых сделаны углубления (до 5 см) и засыпаны песком. В него–то попросту и втыкается черенок. Он должен прилегать к вертикальной стенке канавки.


Одревесневшие черенки, даже если у них нет листьев, все равно теряют воду из–за испарения ее со всей поверхности побега. Простейшее объяснение, почему не появляются новые корешки, — пересыхание растения. Для снижения потерь воды черенки нужно высаживать глубже, чтобы над землей была лишь их небольшая часть. Но при очень глубокой посадке может нарушиться распускание почек. Поэтому над землей надо оставлять или хотя бы 3 почки, или треть черенка.


После того как черенки оказались в песке, весь уход до весны завершен. Под пышным снежным покрывалом им будет тепло. Хватит весной и влаги от растаявшего снега. Массовое же укоренение черенков начнется весной по мере прогревания почвы. Результат выживания, как показывает опыт, стопроцентный.


В конце мая — начале июня на черенках появятся первые корешки. И к концу лета «воспитанников» можно рассаживать по «школкам» на расстоянии 5 см друг от друга. Следующей весной молоденькие саженцы уже будут готовы к высадке на постоянное место.


— При производстве саженцев из семян процесс бы затянулся еще на два–три года, — продолжает рассказ Людмила Георгиевна. — А наш ускоренный метод позволяет получить их всего за два сезона. Новую технологию репродукции растений постоянно совершенствуем. Причем речь идет не о каких–то опытных экземплярах, а о массовом производстве в питомнике площадью два гектара. Размножаем около 70 наименований декоративно–лиственных пород. Их по степени укореняемости можно разделить на три группы (см. таблицу).

Возможно, кто–то и возразит, что 50 процентов — не лучший результат. Да, это так. Но при сравнивании таких методов размножения, как одревесневшими и зелеными черенками, лучший показатель укоренения будет все же у черенков, высаженных под зиму. Да и хлопот–забот при размножении понравившихся культур летом намного больше.


Метод зимнего черенкования хвойных пород в Горецком ботаническом саду себя не оправдал: уж слишком малый процент приживаемости, а уход нужен дополнительный: укрытие на зиму и притенение от яркого солнца весной.


Началось испытание и плодово–ягодных культур. Некоторые из них (красная и белая смородина, крыжовник) и так неплохо черенкуются. Но зимняя «посадка» практически не требует времени. В предзимье хорошо укореняется жимолость съедобная. В следующем году в планах — работа с голубикой крупноплодной американской и другими ягодными культурами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter