Горе от УМО

Интервью с профессором, членом-корреспондентом НАНБ Юрием Плескачевским

Ключевой принцип высшего образования – опережение потребностей отраслей, для которых университеты готовят специалистов, — у нас пока реализуется в большей степени на словах. Так считает профессор кафедры микро- и нанотехники приборо-строительного факультета Белорусского национального технического университета, член-корреспондент НАНБ Юрий Плескачевский. В беседе с обозревателем «Р» он свою позицию обосновал.

— Юрий Михайлович, на кафедре, становлению которой вы отдали три года, вы с недавних пор находитесь в роли профессора, приезжающего читать лекции издалека, так как отныне работаете председателем президиума Гомельского филиала НАН Беларуси. На желание поднять острый вопрос изменение статуса как-то повлияло?

— Ученый, достигнув определенного уровня в своей области, должен не только передавать свои знания, что я и делаю на протяжении 20 лет, но и обязан в любых обстоятельствах добиваться того, чтобы учебный процесс был эффективным. Острые вопросы подготовки специалистов я поднимал постоянно и вынужден заострить на этом внимание просто в очередной раз, так как ситуация не меняется. Для нанотехнологий придерживаться принципа опережения особенно важно, так как эта область стремительно развивается, и если читать лекции на сегодняшнем апробированном материале, то можно получить выпускников, которые, придя на производство и встретив там гораздо более высокий уровень, будут не способны без фундаментальной переподготовки включиться в работу. Поэтому, чтобы подготовить грамотных специалистов, я должен рассказывать студентам о том, что существует пока лишь в виде научной идеи и только лет через 5, как минимум, может прийти в экономику.

— Логично. Но у нас, как я понимаю, такой подход не используется?

— У нас так сложилось, что я должен писать типовую базовую программу курса, затем на ее основе — рабочую программу и утверждать ее в соответствующем учебно-методическом объединении (УМО) республиканского уровня. На все это, включая процедуру рассмотрения и утверждения программы, требуется очень много времени, но, кроме того, порочен сам принцип. От утвержденной программы преподаватель не имеет права уже отступить, и с этим я категорически не могу согласиться, так как вижу свой долг в том, чтобы читать то, что в этот момент появляется на мировом научном горизонте. Вот появились какие-то совершенно новые интеллектуальные материалы, полимеры с регулируемыми модулями упругости, так называемые ауксетики, которые при растяжении становятся прочнее, но я об этом не могу рассказать студентам до тех пор, пока не впишу изменения в рабочую программу, что можно сделать только раз в год! При этом на согласования нужно снова тратить массу времени. Как при такой косной системе угнаться за научно-техническим прогрессом? Я считаю, что преподаватели, во всяком случае профессора, как их зарубежные коллеги, должны иметь свободу действий и читать то, что находят нужным. Только так мы сможем готовить квалифицированные кадры.

— Видимо, у руководства высшей школы возникают опасения, что в таком случае в разных университетах из-за отличий в содержании лекций уровень знаний будет разным, хотя дипломы у выпускников будут одинаковыми...

— Всюду в мире так и происходит, и это нормальное явление. Потому диплом Оксфорда или Кембриджа ценится выше, чем университета, находящегося в последних строках рейтинга, так как обеспечивает более высокую готовность выпускника к практической работе на фирме или в исследовательском институте. У нас же и рейтингов как таковых у вузов нет, они все как бы унифицированы.

— Тем не менее, несмотря на проблему, о которой вы говорите, кафедра, видимо, готовит специалистов нанотехнологического профиля на высоком уровне. Ведь не случайно же за три года вам удалось вывести ее на первое место в БНТУ?

— Наш успех обусловлен системным подходом к работе. На первом этапе мы открыли в БНТУ несколько специализаций в области нано- и микросистемной техники в рамках существующей специальности «Технология материалов и компонентов электронной техники». В текущем учебном году открыта уже новая специальность с тремя специализациями, которая так и называется: «Микро- и наносистемная техника». Для чтения лекций приглашены лучшие специалисты из Национальной академии наук Беларуси, отраслевых институтов, с производственных предприятий, которые имеют опыт международного сотрудничества и хорошо представляют, что такое мировой уровень. Ими пишутся совершенно новые практикумы, учебники и учебные пособия. Ведется научно-исследовательская работа, в том числе в рамках программы Союзного государства «Нанотехнологии». Для всего этого наши студенты имеют прекрасную учебно-научную базу, пожалуй, лучшую на постсоветском пространстве лабораторию нанодиагностики, оснащенную атомно-силовыми и сканирующими зондовыми микроскопами, за что большое спасибо ректору академику Хрусталеву, который нашел на это немалые деньги. Завершены проектные работы по лаборатории газовой микросенсорики, и мы вышли с ходатайством в Минобразования, чтобы получить финансирование (совместно с БНТУ) на ее строительство и оснащение. Это позволит увеличить прием на наши специальности и готовить специалистов по более широкому кругу приоритетных направлений. В планах также организация лаборатории собственно по технологиям микро- и наносистемной техники, чем будет завершено создание университетского Центра микро- и нанотехники.

— БНТУ всей сферы нанотехнологий не охватывает, поэтому, чтобы его усилия приносили максимальный эффект, вуз должен координировать свои действия с другими университетами. Возможности для этого есть?

— Вопрос очень правильный, так как такие возможности пока ограничены. Я предложил при Министерстве образования создать координационный совет по нанотехнологиям, чтобы решения о том, в какие вузы и факультеты вкладывать средства, какие специальности открывать, принимали профессионалы, знающие научные заделы и мировые тенденции в этой сфере, потенциал исследовательских центров и точки роста в вузах. Если этого удастся добиться и если инвестиции в новое направление будут более весомыми, тогда в республике сложатся основы полноценного комплекса подготовки специалистов в области нанотехнологий, где БНТУ (микро- и наносистемная техника), Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (наноэлектроника) и Белгосуниверситет (био- и наномеханика) – каждый в своей сфере – будут готовить кадры для экономики завтрашнего дня. Разумеется (снова вернусь к началу разговора), при этом необходимо внести изменения в нормативную базу, позволяющие дать университетской профессуре больше свободы и самой определять содержание учебного процесса. Без этого многие усилия окажутся напрасными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter