Горе от Дюма

Анкара посылает миротворцев в Ливан, рассчитывая вернуть себе историческую роль на Ближнем Востоке и (или) завоевать расположение Евросоюза?
Парламент Турции одобрил предложение правительства отправить миротворческий контингент в Ливан. Понятно, что на кону и собственно турецкая безопасность, тем не менее решение далось правительству тяжело. Мнения в парламенте разделились: 340 депутатов высказались «за», 192 — «против». Совершенно иное соотношение наблюдается в обществе: согласно опросу 77 процентов населения не поддерживают отправку «голубых касок». Что вынудило Анкару пренебречь этим мнением?

Направление контингента в Ливан предоставляет Турции исторический шанс решить сразу несколько актуальных задач.

Для руководителя ООН Кофи Аннана принципиально важно, чтобы ответственность за мир на Ближнем Востоке разделило как можно большее количество государств.

Роль турецких «голубых касок» сложно переоценить. Во–первых, Турция — это инсайдер, расположенный в конфликтном регионе, и уже в силу одной только географии имеет здесь и интересы, и влияние. Во–вторых, ведущую роль Анкары предопределила позиция Тель–Авива, который отказался иметь дело с миротворцами из государств, не признающих Израиль. Турция одна из немногих поддерживает с ним дипотношения.

Но очевидно, что не только этими логичными аргументами объясняется активность турецкого правительства.

Накануне все турецкие газеты опубликовали обращение премьер–министра Реджепа Тайипа Эрдогана к народу. Перевод его нам любезно предоставило посольство Турции в Минске. Любопытно, на чем делает ударение глава кабинета, склоняя соотечественников к мысли о необходимости послать миротворцев в Ливан. «Мы не должны забывать, что не сможем избежать пожара, закрыв свои двери», — сказал Эрдоган, отметив также, что для Анкары важно послать свои войска исходя из гуманитарной и исторической ответственности. Хочется подробнее остановиться на последней разновидности ответственности.

Часто говорится об особых интересах Парижа в Ливане, который являлся французской подмандатной территорией, и при этом забывают о его вековых связях с Турцией. Все последние годы Анкара стремилась наладить отношения с Евросоюзом, но была вынуждена наблюдать, как страны, ставшие в очередь в этот элитный клуб позже ее, попадали туда раньше. Символическое возвращение турков в собственный регион может свидетельствовать о разочаровании переговорами по вступлению в ЕС, на которых их вынуждают слишком многим пожертвовать.

Буквально на днях комиссия Европарламента по международным делам приняла критический по отношению к Турции доклад, в котором указывает на ее отставание от графика реформ и выдвигает ряд условий.

Впрочем, возможно, разворот Анкары от Евросоюза не настолько уж кардинален, а является хитрым ходом. «Турция делает жест, который может иметь позитивное влияние на ее интеграцию в Евросоюз, — пишет французская газета «Фигаро». — Многие европейцы полагают, что Турция станет своего рода мостом в Азию и поможет сдержать «культурный конфликт» между Западом и Востоком. Ливан для турок — первое серьезное испытание на этом пути».

Пока же, как показывают опросы, население государств ЕС настроено в большинстве своем негативно к присоединению Турции. Оно сейчас отбивает атаки на свои светские ценности со стороны иммигрантов–мусульман, оправдывая это сохранением собственных традиций, и не знает, как себя вести со страной, для которой традиционными будут другие ценности. Как сообщает российская «Независимая газета», к началу учебного года в Турции с грифом министерства образования вышло около ста произведений мировой классической литературы, герои которых благодаря издателю обращены в ислам: «В турецкой версии романа Александра Дюма «Три мушкетера» Арамис мечтает стать имамом, а д’Артаньян часто упоминает Аллаха...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter