Горе маковое

Наш рейд начинается с бурной сцены в огороде 78-летней жительницы деревни Большая Падерь Ольги Ивановны Шпаковской.
"Наведались как-то ко мне милиционеры. Обнаружили на огороде мак-самосев. И что же вы думаете? Оштрафовали меня на целых 95 тысяч рублей! Для пенсионерки это огромная сумма. В чем же я виновата?" - написала нам Зинаида Кузьминична Кулинкович из Докшицкого района. Подобных писем редакция "СБ" получает немало. Увы, уважаемые читатели, с маком не только булочки и рулеты пекут, но и варят из него адское зелье. И нередко в поисках "дурман-травы" любители кайфа совершают налеты на огороды таких, как Зинаида Кузьминична. Участвуя в операции "Мак", проводимой сотрудниками отделения по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере нравов (ПНОН и ПСН) Слуцкого ГРОВД, я убедилась: невольных правонарушителей среди владельцев приусадебных соток хватает.

Наш рейд начинается с бурной сцены в огороде 78-летней жительницы деревни Большая Падерь Ольги Ивановны Шпаковской. О том, что в окрестностях промышляют наркоманы, бабушка наслышана. Однако, несмотря на маковые заросли прямо под окнами дома, свою вину Ольга Ивановна признать отказывается категорически.

- Это ж видук, - показывает на высохшие звенящие головки тонкостебельных растений хозяйка. - При чем тут я - сам ведется. Чего пристаете? Какой с него вред?

На самом деле немалый, утверждает начальник отделения ПНОН и ПСН майор милиции Виктор Гуринович. Масленичный мак (в народе - видук) содержит такое же количество алкалоидов - наркотических веществ, - что и опиумный. А потому в производстве "ширки" бабушкин мак - основное сырье. Впрочем, твердя о своей непричастности к маку-самосеву, старушка явно лукавит. Сеять она его не сеет, но растит сознательно: часть маковок еще качается на ветру, а часть - припрятана на веранде. На булки и пироги, к которым Ольга Ивановна неравнодушна. Между тем высушенные головки - считай, готовый полуфабрикат для наркопродукта.

- Ну и за что меня, старую, наказывать? Разве ж я знала? - Ольга Ивановна меняет тактику с наступательной на оборонительную. Увы, незнание закона не освобождает от ответственности. Налицо хранение наркотических средств. Уголовно наказуемое, между прочим, деяние.

Синтетические наркотики вроде ЛСД и экстази - удовольствие для местных наркоманов дорогое. "Дурь" растительного происхождения (из мака и конопли) гораздо дешевле - ингредиенты можно добыть бесплатно. В нынешнем году в Слуцком районе возбуждено 56 уголовных дел, связанных с хищением, хранением, приобретением наркотиков и выращиванием запрещенных растений на продажу. Те, кто "пригрел" на своем огороде мак-видук или коноплю-самосейку, так сказать, без злого умысла, рискуют попасть в разряд правонарушителей и схлопотать штраф от 5 до 15 базовых величин. Таких тоже немало - на сегодняшний день составлено 65 административных протоколов.

Дальнейшие поиски приводят нас к дому обитателя той же деревни Сергея Шахлевича. Рядом с картошкой и свеклой уютно устроились кустики конопли. Дурманящий запах слышен еще с улицы. "Гусей и кур этой травкой кормлю, - растерянно чешет затылок Сергей Евгеньевич. - Она мне по наследству от старых хозяев досталась: я ведь только год, как здесь поселился". Предупреждать об ответственности за соседство с опасным самосевом, по большому счету, - дело участкового. Да не всегда у того до подобных профилактических бесед доходят руки. В лучшем случае сообщит о замеченных поверх забора маковых головках или кустиках конопли коллегам из "противонаркотического" отделения. Не успеваем составить очередной административный протокол, как поступает очередной сигнал.

Через пять минут оказываемся во владениях Елены Шибалович. На ее огороде мак украшает цветочный газон. "Не решаюсь вырвать из-за маленькой дочки, - признается молодая женщина. - Уж очень ребенку нравятся яркие цветочки". В середине лета такое объяснение еще могло бы устроить. Но в сентябре, когда мак давно отцвел и превратился в высохший стручок с облысевшей головкой... Расстаться с маковым кустом Елене все же приходится: такие "трофеи" борцы с наркотиками уничтожают на месте.

Однако дикий мак - далеко не всегда явление стихийное. Бывают случаи, когда видук "облагораживают", преследуя корыстные цели. К примеру, пожилая жительница одной из окрестных деревень превратила свой огород в настоящую маковую плантацию. Возникло подозрение: отнюдь не для пирогов выращивает бабушка мак. (Для сведения: стакан измельченной маковой соломки стоит 30 тысяч рублей.) В результате проверочных закупок версия подтвердилась. У престарелой предпринимательницы изъято 65 килограммов видука! Возбуждено уголовное дело.

Сегодня в Слуцком районе на учете у нарколога стоит 25 любителей уколоться и забыться. В соседнем Солигорском - в 12 раз больше. "Проблема наркомании на Слутчине постепенно отходит на задний план, - считает Виктор Гуринович. - На первый выходит сбыт мака и конопли. Причем большей частью за тем и другим к нам наведываются "гастролеры" из соседнего района".

Находясь в деревне Селище, мы получаем оперативную информацию: на трассе - машина, в которой перевозится мак. Мчимся к указанному месту. Возле "Форда" суетятся водитель и трое пассажиров. Завидев нас, один из парней отбрасывает в сторону пакет, набитый маковой соломкой. Прибывает следственно-оперативная группа. Проводится положенный в таких случаях осмотр места происшествия.

Все четверо, как выясняется, - жители Солигорска. Происхождение мака владелец пакета объясняет просто: "Нарвал на пустыре". Маловероятно. Скорее всего обчистил чьи-то огороды. Даже если и правду говорит, за "ничейный" самосев спросят с местного сельсовета.

Дальнейший наш маршрут пролегает через деревни Лучники, Шишчицы и Буду Гресскую. Везде - "чисто"! Дала результаты июльская проверка, когда мак здесь цвел буйным цветом, а протоколы составлялись, как говорится, направо и налево. Большинство уличенных, будучи оштрафованными один раз, только взойдет мак-самосев, вырывают его с корнем. С теми, кто "на игле", сложнее.

Ранее судимый за хранение наркотиков 25-летний Николай Бойко из Березовки - наркоман с 10-летним стажем. Такие на выращивании не попадаются: у себя на огороде никакой "дури" не держат, промышляют у соседей. "Системным" потребителем смертельного зелья Николай себя не считает: есть мак в огородах - он "в системе", нет - перебивается горячительными напитками. "Зачем думать о будущем - живу сегодняшним днем", - сообщает нам свое "жизненное кредо".

Жутковатый в своей двусмысленности ответ. Будущее тех, кто падок на соблазнительный дурман, под большим вопросом...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter