Где продавцы черемши берут занесенный в Красную книгу товар?

Горе луковое

На рынках появились продавцы черемши или, как ее еще по-научному называют, медвежьего лука. Сочные листья пользуются повышенным спросом. С одной стороны, среднестатистического горожанина, истосковавшегося  по витаминам, можно понять. С другой — растение это редкое, занесенное в Красную книгу. Его не то что продавать — собирать запрещено, гласит закон. На вопросы, откуда товар, продавцы прячут глаза и уклончиво отвечают: “С огорода”. Но так ли это? Выяснял корреспондент “НГ”.

Фото из архива

Не рупь и не пучок

Субботнее утро. Возле выхода со станции метро “Каменная горка” — вереница стихийных торговцев. Пестрота бабушкиных искусственных цветов в двух местах приглушается темно-зелеными “островками”. Это двое мужчин уверенно обложились коробками со свежими пучками медвежьего лука. Каюсь, поспособствовал браконьерам: в рамках эксперимента на другом конце столицы купил два десятка “витаминных доз” и решил их продать, а заодно познакомиться с коллегами по “цеху” и разузнать побольше об этом теневом бизнесе.

Сначала новые компаньоны отвечали на мои вопросы кратко и нехотя. Ведь все отлично знают, что предлагают незаконный товар. И за это предусмотрены немаленькие штрафы. Так что не до откровений. Но вскоре мы разговорились. Какую цену держать? Где торговля идет бойко? Куда бежать, если появятся проверяющие? Новый знакомый Виталий — крепкий мужчина лет пятидесяти — сказал, что за два с половиной рубля пучок идет хорошо. Товар нужно продавать в тот же день, когда он и собирался. Где его доходные плантации, так и не признался: “Здесь, неподалеку, на электричке полчаса. Только там нет уже ничего”. С утра, мол, на “паровоз и ходу в лес”. А затем сразу сюда, “на паперть”. Прибыль? Зарабатывать в сезон можно неплохо.

Моя попытка разузнать побольше — напроситься за компанию по заветным делянкам — заставила собеседника насторожиться и свернуть разговор.

Полчаса — и четыре вынырнувших из перехода покупателя оставили мой пакет пустым. Признаюсь, результат эксперимента меня обескуражил по нескольким причинам. Во-первых, покупатели нисколько не интересуются происхождением редкого товара. Во-вторых, удивила скорость, с которой его у меня раскупили. В-третьих, никто не восклицал: “Почему так дорого?!” Кажется, запроси на полрубля дороже, все равно бы взяли. Если сезонный “чес” действительно такой прибыльный, не удивительно, что доморощенные бизнесмены им заинтересовались. Я съездил еще на станцию метро “Могилевская”. Понаблюдал за женщиной-торговкой. В течение полутора часов ей удалось “толкнуть” не менее 35—40 пучков медвежьего лука за все те же 2,5 рубля каждый. Нехитрые подсчеты демонстрируют внушительные суммы.

Вспоминается рейд с сотрудниками Столбцовской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира. На выезде с плантации тогда остановили микроавтобус, под завязку набитый ящиками с черемшой — уже аккуратно расфасованной по пучкам и готовой к продаже. Водитель машины признался, что он своеобразный перекуп: наемные безработные, подростки собирают “весенние витамины”, а он развозит по рынкам. Схема в общих чертах понятна и не так уж редка. Время от времени природоохранные структуры задерживают не только любителей салатиков с маленькими пакетиками луковых листьев, но и настоящих промысловиков, через алчные руки которых в день проходят десятки килограммов медвежьего лука. Кого-то тормозят на машинах, кого-то снимают с электричек.

Рисунок Олега Попова

В доме у семейной пары из Белыничского района сотрудники местной инспекции обнаружили 17 килограммов черемши. Ее планировали сбыть на могилевском рынке на собственной торговой точке. А в Осиповичском районе гос­инспекторы всего за три дня задержали десятерых жителей райцентра. Артель “работала” на плантации, заготавливала медвежий лук. Судя по объемам — явно не для себя. Сами собирались продавать или выполняли “спецзаказ” — уже не столь важно. Инспекторы со стажем вспоминают, как доводилось задерживать машины с 20, 50, 120 килограммами краснокнижного растения. А чтобы собрать хотя бы 5—10 килограммов листьев черемши, нужно “обобрать” не одну болотную сотку. В труднопроходимых местах на это уйдут часы, если вообще сил хватит.

Охранная грамота

Вообще, попасться на незаконном сборе редкой травы, мягко говоря, больно. По закону сейчас светит штраф в размере от 510 до 1275 рублей (20—50 базовых величин). Кроме того, придется также возместить нанесенный природе ущерб — по 127,5 рубля за каждый килограмм добычи. А еще не стоит забывать, что торговля в неустановленных местах также карается штрафами. Но, как показывает практика, желающих основательно обогатиться на подпольном бизнесе меньше не становится. Почему?

Основная причина — несогласованность различных контролирующих органов, говорит консультант отдела биологического разнообразия управления биологического и ландшафтного разно­образия Минприроды Виталий Коренчук:

— Согласно Процессуально-исполнительному кодексу, пресекать торговлю в неустановленных местах — привлекать к административной ответственности и составлять протоколы — имеют право представители Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте и подразделений МАРТ. Сотрудники правоохранительных органов из этой сферы немного “выпали” — их задача пресекать торговлю оружием, наркотическими веществами, ликеро-водочными изделиями и прочим специфическим товаром. Наши же инспекторы — те, кого в первую очередь волнует торговля именно краснокнижными видами растений, — полномочий задерживать продавцов лишены.

В качестве доказательства — еще один эксперимент, который провалился. Неделю назад сборная команда представителей Минского городского комитета природных ресурсов, администрации Заводского района (отдела торговли) и милиции “отрабатывали” окрестности стихийного рынка на окраине Минска. Доподлинно известно, что здесь ведется торговля первоцветами и, в частности, черемшой. В теории все отлично: милиционер имеет право провести досмотр, инспектор природных ресурсов может опознать краснокнижное растение и предъявить ущерб, представитель исполкома, ко всему прочему, привлечь к ответственности за несанкционированную торговлю. На практике рейд оказался “пустым”. Торговцы работают в тандеме, предупреждают друг друга о проверяющих. Ну а форменная одежда видна издалека.

Как бороться со сборщиками на плантациях? В теории все просто: сделать так, чтобы землепользователь, на территории которого растет черемша, сам был заинтересован в ее охране, предлагает Виталий Коренчук:

— На наиболее обширные плантации медвежьего лука наши подразделения на местах оформляют так называемые охранные грамоты. Готовятся пакеты документов, на основании которых исполнительные комитеты налагают ответственность за сохранность редкого растения на конкретного землепользователя. Мы же уполномочены проводить проверки и следить за выполнением таких обязательств, а в случае чего привлекать к ответственности. На данный момент оформлено уже 85 охранных грамот. Разумеется, далеко не всем пользователям такие решения, считайте, своеобразная общественная нагрузка, по душе. Но нужно понимать: на другой чаше весов — сохранение биологического разнообразия.



Факты — вещь упрямая. Несмотря на разработанный график рейдовых мероприятий, сотрудникам Минприроды похвалиться особо нечем, вынужден констатировать Виталий Коренчук. С начала “зеленого” сезона в Минске проведено полтора десятка рейдов. Протоколов — считанные единицы. Торговцы же никуда не деваются, вот они — возле станций метро “Каменная горка”, “Малиновка”, “Кунцевщина”, неподалеку от Комаровского рынка…

Как торговлю сделать законной?

“Что этой траве сделается? Она же, как сорняк!” — стандартный ответ среднестатистического торговца на все укоризненные вопросы. А вот ученые-ботаники придерживаются несколько иного мнения. В частности, научный сотрудник Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича НАН Беларуси Аркадий Скуратович прогнозирует: при нынешних темпах деградации растению осталось от силы лет 30–50.

— Лет 30 назад в Дзержинском районе была огромная популяция черемши — шириной примерно 500 и длиной 2000 метров, с покрытием 90—100 процентов. Зеленый ковер! Потом поблизости появился дачный массив на 5 тысяч участков. Краткие итоги прошлогодней полевой экспедиции: границы популяции сократились как минимум в два раза, покрытость растениями составила 5—15 процентов. А единственная причина — в бесконтрольном сборе местными дачниками и приезжими “туристами”.

По данным Национальной ­академии наук, в стране официально известны 162 места произрастания медвежьего лука. Это около 1 миллиона кустиков, то есть по одному на десять жителей Беларуси. Много или мало? Скажем так: достаточно для того, чтобы процессы деградации повернуть вспять и в перспективе вообще вывести это растение из Красной книги. Но для этого, говорит Аркадий Скуратович, нужно пересмотреть подходы к сохранению и использованию черемши:

— Это растение рода луковых любит специфические условия — подболоченные почвы с хорошим древостоем. В то же время оно очень чувствительно к изменению этих условий.

Согласно исследованиям, отмечает научный сотрудник, насекомыми повреждается примерно 5 процентов черемши. Грибковыми заболеваниями — еще 5 процентов. Животными — лосями и косулями — 7 процентов. Настоящим же вредителем оказался человек. Деградация популяций черемши продолжается, а в последние годы даже ускоряется. Насколько критично? Аркадий Скуратович уверен, что если бы в начале двухтысячных годов не провели паспортизацию и не взяли под охрану крупнейшие плантации, ситуация уже к нашему времени могла бы быть критичной. Но если тенденции бесконтрольного сбора медвежьего лука не изменятся, даже при всех предпринимаемых мерах растение может исчезнуть с территории страны в ближайшие полвека, а то и раньше.

Аркадий Скуратович рассказывает, что, по самым скромным оценкам, ежегодно сборщики выносят из леса не килограммы — тонны зелени. А говоря, к примеру, о десяти килограммах заготовленных “листьев”, нужно одновременно осознавать, что такой объем собирается не на “пятачке”, а с плантации площадью как минимум в гектар. Кроме того, с учетом специфики переувлажненных почв даже при самом бережном сборе десяти килограммов черемши вытаптывается ее (читаем — уничтожается) как минимум в три раза больше.



— Если исчезает аборигенное растение, которое тысячелетиями являлось гармоничным элементом единой слаженной экосистемы, то тут же освободившуюся нишу занимает менее ценное, но более живучее. Агрессивный золотарник канадский, еще более опасный борщевик Сосновского, отдельные виды деревьев — таких примеров неравноценного замещения хватает. Кстати, черемшу активно замещает крапива…

Как бы то ни было, все причастные к “луковому горю” сходятся во мнении — именно спрос рождает предложение. Не пользуйся медвежий лук такой популярностью у любителей подзарядиться витаминным салатиком, не было бы и незаконных торговцев. Каждую весну в городах появляются листовки, баннеры, билборды с изображением хорошо узнаваемого растения и словами-маркерами: “Охраняется законом”, “Красная книга”, “Браконьерство”. По радио, телевидению, в газетах каждый день крутится социальная реклама — просьба Минприроды придерживаться ответственной гражданской позиции и не способствовать уничтожению первоцветов. Но пока, к сожалению, не все призыв этот слышат.

А вообще, на черемше теоретически можно было бы делать легальный бизнес, уверена председатель Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Национального собрания Татьяна Коночук:

— С одной стороны, граждане готовы покупать и есть медвежий лук. В то же время его продажа способна приносить неплохой доход. Если абстрагироваться от того, что черемша у нас — редкий, занесенный в Красную книгу вид, нужно признать, что это перспективный вид бизнеса. Давайте вспомним еще одно растение — голубику. Лет десять назад потребитель знал только о дикой разновидности этой ягоды. Но поработали ученые, затем появились опытные плантации, фермерские хозяйства, большие производства. И сегодня на рынке официально продается вкусная и полезная окультуренная ягода. Что мешает условному бизнесмену-аграрию также поступить с медвежьим луком — вырастить и продать?

Интернет полон объявлениями о продаже и покупке черемши всех видов — свежей, маринованной, консервированной, листовой, в кореньях, оптом и в розницу. В любых количествах ее готовы поставлять из России, Украины. Причем килограмм — 2,5 доллара, в то время как у нас пучок (100 г) стоит чуть более 1 доллара в эквиваленте. Спрашивается, зачем губить природу, когда бизнес можно делать легально и с большой прибылью? К тому же черемшу можно не только импортировать, но и выращивать, и самим зарабатывать на экспорте валюту.

На своей земле

Чтобы уменьшить прессинг на дикорастущую черемшу, экологи разработали памятку для всех желающих вырастить вкусную и полезную траву на приусадебном участке.

Размножение и агротехника

Лучше всего медвежий лук приживается в затемненных местах — под плодовыми деревьями и кустарниками, с северной и западной сторон глухого забора. Из почв предпочитает слабокислые и хорошо дренированные. Подойдет и торфяник. Почва постоянно должна быть в меру влажной. А вот высаживать черемшу на подтопляемых талыми водами участках нельзя — такие “купания” кустики вряд ли переживут. 

Два основных способа размножения растения — семенами и рассадой.

Выращивание из семян

Их можно купить во многих специализированных магазинах. После приобретения необходимо стратифицировать — поместить во влажный речной песок и поставить на нижнюю полку холодильника. В таком состоянии семена должны находиться примерно 100 дней, после чего их можно смело высаживать в открытый грунт. При подготовке грядки в почву можно внести удобрения — например, листовой компост или смесь перегноя, аммиачной селитры (15 г на ведро), калийной соли (15—20 г) и суперфосфата (30—40 г). Расстояние между семенами — 15—20 см. 

Выращивание рассадой

Это дело более сложное, хотя начинается так же — со стратификации семян. Да и процесс этот гораздо короче — всего 4 недели, во время которых зернышки успевают проклюнуться. После этого сеянцы нужно поместить в торфяные горшочки и выставить в светлом помещении с температурой воздуха 18 градусов, периодически поливая. Весной, когда почва прогреется, рассаду можно высаживать в грунт. В одно гнездо нужно поместить 6—7 саженцев.

Основной уход за растениями — рыхление почвы и периодическое внесение органических удобрений.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Александр Корбут, заместитель министра природных ресурсов 
и охраны окружающей среды:

— В Красную книгу объекты растительного и животного мира попадают не просто так. Если медвежий лук туда включен, значит, он реально находится под угрозой и требует к себе бережного отношения. Именно поэтому все более или менее обширные его популяции наделяются паспортами и берутся под усиленную охрану. Однако у каждой плантации поставить нашего инспектора — задача практически невыполнимая, поэтому ежегодно мы пытаемся с помощью социальной рекламы донести до каждого жителя нашей страны простую мысль: покупая черемшу, вы тем самым поощряете браконьерство и, более того, становитесь пособниками нарушителей природоохранного законодательства.

Я понимаю, все мы люди и с нетерпением ждем свежей зелени, которой так не хватает зимой. Но это не повод уничтожать природу, которой, чего греха таить, от человека и так нередко приходится несладко. Мы, экологи, отнюдь не против, чтобы каждый желающий ранней весной угостился салатом из медвежьего лука. Но ведь для этого не обязательно идти в лес. Давно доказано, что черемшу можно без особых усилий вырастить на своем приусадебном участке. Семена этого растения легко купить, к тому же оно относится к многолетним травам, и с каждым годом дачная плантация будет только разрастаться. Кстати, это подсказка и для тех, кто не прочь подзаработать на продажах краснокнижника. Пожалуйста, выращивайте его на своих сотках, берите в сельсовете справку о том, что продукция действительно с личного огорода, и легально, не боясь никого, отправляйтесь на рынок. Поверьте: у собранной в лесу и выращенной в огороде черемши вкус будет идентичный.

В ТЕМУ

По лечебным свойствам медвежий лук можно сравнить с чесноком. Во всяком случае, фитонцидов — выделяемых растением биологически активных веществ, убивающих и подавляющих рост и развитие болезнетворных бактерий, — в нем не меньше. Листья и черешки черемши добавляют в салаты, супы и начинки для пирогов. А еще мелко нарезанные или толченые листья и луковицы этого растения помогают дольше сохранять свежим мясо.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter