Горе луковое

Отец помогает сыну устроиться в жизни, организовать свое дело и преодолеть барьеры, с которыми сталкиваются другие.
Отец помогает сыну устроиться в жизни, организовать свое дело и преодолеть барьеры, с которыми сталкиваются другие. Так бы вкратце я очертила суть истории, о которой пойдет речь дальше. Скажем, папа - чиновник, а сын - юрист или экономист в нормальной конторе. И чем успешнее складывалась карьера родителя, тем легче дитя обретало престижное место в "органах", прокуратуре, на стабильном предприятии, в банке. Думаю, каждый может припомнить такие житейские сюжеты. Но каждому ли доводилось встречать отца-руководителя, который из благих побуждений отправил сына в поля - на тяжкий фермерский хлеб... окружив государственной заботой?

Опыт - сын ошибок трудных?

Гомельская областная ассоциация производителей плодоовощной продукции, которую многие годы возглавляет Валерий Афанасьевич Попков, отличается реальной, а не бумажной полезностью. Ассоциация действительно продвигает перспективные программы, ищет экономически выгодные пути, распространяет новые технологии и получает показательные результаты. В стране, например, хорошо известно, что конек Валерия Афанасьевича Попкова - это репчатый лук в однолетней культуре. Рентабельность - за 100 процентов. Спрос - огромный. Первые 300 тонн лука в стране получила именно Гомельская область при "аппетите" страны в 20 тысяч тонн, до сих пор поставляемых извне. Пять лет назад "луковый фанат" Валерий Попков доказал необходимость программы "Лук" на уровне Правительства, добившись финансирования новых технологий. За это время через сито эксперимента прошли многие гомельские хозяйства. Сейчас в программе осталось 35 сельхозпредприятий - те, у которых все получалось. И надо сказать, получалось вполне достойно. Взять 1999 год, когда проект только стартовал: на 106 гектарах посевной площади хозяйства Гомельщины получили 282 тонны при урожайности 27 центнеров. В 2003 году на 773 гектарах имели урожайность 134 центнера, собрав 10,5 тысячи тонн, или 80 процентов выращенного в стране. Остальным пяти областям удалось получить только 4 тысячи тонн на всех.

Этой разницей, честно признаюсь, сама увлеклась. И хоть разговор у нас был малоприятный для руководителя ассоциации, Валерий Афанасьевич, услышав слово "лук", тут же переключился на технологии, нагрузил книгами и взял с меня слово, что я не буду сеять в огороде лук-севок, потому как это глупо и неэффективно. Полагаю, где-то в таком же "информационном пространстве" все 11 лет обитал сын Попкова - Александр Валерьевич, работая экономистом в отцовской ассоциации. И верите, надоели ему размеренность, покой и стабильная зарплата за спиной родителя. В 35 лет захотелось попробовать себя в настоящем деле. Попков-младший, имея приличный багаж знаний, вызвался возглавить фермерское хозяйство, которое должно было стать базовым опытным участком по выращиванию репчатого лука в однолетней культуре. А это давало право новому хозяйству наравне с остальными участниками программы "Лук" рассчитывать на 223,2 миллиона рублей бюджетных средств в виде двух тракторов "Беларус-952", дождевальной машины "Монсун", сеялки "Гаспардо", ядохимикатов, опрыскивателя, оплаты таможенного оформления плюс бюджетной ссуды на семена и средств защиты растений. Собственно, то, о чем любой другой фермер может только мечтать. Кандидатуру молодого специалиста рассмотрели. Ассоциация и руководство области не возражали.

Шипы и розы

Участок под будущий лук Александр Попков выбирал лично. Хотелось и быть к городу ближе (все-таки рынок сбыта), и найти поле у естественных водоемов, чтобы без проблем проводить орошение. Подходящие 60 гектаров обнаружились в КСУП "Хальч" возле деревни Каничев Ветковского района. Землю Попкову официально выделили в октябре, и только через полтора месяца - 4 декабря 2002 года - решением Гомельского облисполкома зарегистрировали как владельца фермерского хозяйства.

На хальчанских просторах фермеры в диковинку. Председатель сельского Совета Владимир Тейкин припомнил, что пару лет назад у них два китайца растили листовую капусту, которая "со свистом" уходила в Питер. И так эти китайцы работали, что вся деревня бегала смотреть на их согбенные спины и панамки. "Накосили" деньжат с капусты - и съехали. Чуть позже завелся еще один экспериментатор, затеявший растить розы. Хорошо пахли розы, но прибыли не давали - прогорел фермер-цветовод. И вот новый персонаж - Александр Попков. О том, что он - "сын", деревенские знали и поначалу тихонько посмеивались: мол, приехал городской пижон, посмотрим на его лук. Правда, через пару месяцев зауважали. Многоопытный директор КСУП "Хальч" Алексей Атрошкин так и сказал: "Мы брали с него пример в плане исполнительской дисциплины".

Крупные неприятности у Попкова начались тогда, когда случилась засуха, а дождевальная машина, выделенная по государственной программе, поступила только в конце июля. Лук горел на глазах. Втроем они пытались вручную разбивать почвенную корку, чтобы луковые стрелки могли тянуться вверх. Увы. Александр Попков и его команда, несмотря на круглосуточные труды, выдержали идею передовой технологии, но не выполнили план, доведенный программой. Вместо 250 центнеров с гектара получили только 25. Ровно столько, сколько в 2002 году выращивали в хозяйствах Минской области. Такой результат работы первого года на неподготовленных землях специалисты считают вполне закономерным. Но цифры, если они прописаны в программном задании, не любят объективных трудностей. Их реальность ассоциация должна была просчитывать заранее, на что особое внимание обратил Комитет государственного контроля Гомельской области при проведении проверки.

Про сущность "блох"

По заключению сотрудников госконтроля, фермер не выполнил задачи, которые изначально были поставлены перед ним. Если следовать плановому заданию, на 60 гектарах должно было вырасти не менее 1.000 тонн лука, но собрано оказалось в 10 раз меньше.

- Возникает закономерный вопрос: получен ли экономический результат от вложенных 220 миллионов бюджетных средств? - комментирует ситуацию начальник управления контроля за работой АПК Комитета госконтроля Гомельской области Сергей Кравцов. - При этом для сравнения приведу одну цифру: за прошлый год 322 фермерским хозяйствам области, имеющим почти 17 тысяч гектаров пашни, из республиканского бюджета было выделено финансовой помощи в 5 раз меньше, чем 60-гектарному экспериментальному хозяйству Александра Попкова. Серьезные вопросы у нас вызвала и система отношений между фермером и областным Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию. Не были предусмотрены условия использования техники, которая приобреталась за бюджетные средства, и ответственность за невыполнение этих условий. После нашего вмешательства такой договор был заключен.

...Зачем ассоциации понадобилось создавать фермерское хозяйство, а не структурное господразделение? На это Валерий Афанасьевич Попков отвечает так: хотелось работать в духе реформирования сельского хозяйства. Опять же, планировалось на основе хозяйства испытывать новые технологии по выращиванию экологически безопасной продукции, на что из-за повышенного риска не идут колхозы и совхозы, а опыт затем передавать как частникам, так и колхозникам. Почему сын-специалист, а не конкурсный отбор, что было бы справедливее при таком количестве благ? "Речь шла о бюджетных средствах, новой технике и новых подходах. Такое не каждому доверишь", - пытался мне растолковать глава ассоциации.

По словам руководителя областной ассоциации фермеров Михаила Байды, ни в одной региональной программе, которая финансируется из бюджета, фермеры не задействованы. До сих пор их туда не приглашали. Впрочем, ситуацию отчасти прояснил заместитель председателя Гомельского облисполкома Георгий Дашкевич

: - Это мое субъективное мнение, однако я считаю, что фермерство - это не тот путь, оно бесперспективно. Будущее за крупными хозяйствами. К этому пришел весь Запад. И собственность не играет никакой роли. Мы ее очень переоцениваем. Но если человек решил работать самостоятельно, пусть работает. Фермеры тоже получают государственную поддержку на общих основаниях. Да, они работают эффективнее, и наша задача - научить такой же системе управления бывшие колхозы и совхозы в процессе реформирования. А что касается фермерского хозяйства Попкова, то какая разница: сын это или кто другой? Пусть бы все шли работать на земле. Ставка делалась на то, что Валерий Афанасьевич Попков, будучи родоначальником этой темы на Гомельщине, поможет сыну освоить новейшие технологии для внедрения их в области.

Дальше говорить на эту тему Георгий Викторович отказался, вполне резонно спросив, а стоит ли тратить время на поиск "блох"? Возможно. Но на самом деле, вникнув в материалы проверки госконтроля и встретившись с ее героями, искала другое. В частности, ответ на вопрос: почему бюджетные деньги распределяются именно так, а не иначе? И дело не в сыне Попкова, желание которого работать можно только приветствовать. Суть все же в другом. Такая серьезная государственная поддержка дала бы толчок любому фермерскому хозяйству. И это стало бы хорошим примером развития новых отношений на селе. Если бы не "родственная линия" в данной истории. Тут все же следует согласиться с теми моими собеседниками, которые считают: распределяться помощь все-таки должна не по личностному принципу (как отцовское сердце подскажет), а по государственному, чтобы всякий имел возможность доказать, что он заслуживает доверия.

Р.S. Когда материал уже был подготовлен к печати, Валерий Попков сообщил мне, что фермерское хозяйство Александра Попкова решено ликвидировать после того, как еще несколько изданий попросили комментарий по результатам проверки Комитета госконтроля Гомельской области. "Подготовительные работы на опытном участке были начаты, но сейчас мы решили остановить эксперимент, чтобы больше не вызывать многочисленные вопросы", - так сформулировал причину ликвидации хозяйства генеральный директор гомельской областной ассоциации производителей плодоовощной продукции. На одного фермера на Гомельщине стало меньше. Жаль, у Александра Попкова были все шансы доказать состоятельность своего "лукового" дела...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter