Горе луковое

Почему наши овощи дороже экзотических фруктов?

Почему наши овощи дороже экзотических фруктов?


Легкий весенний салат на ужин обошелся вдвое дороже отбивных. Считайте: на приготовление горячего блюда для семьи из 4 человек ушло 700 граммов куриного филе стоимостью около 8 тысяч рублей. Витаминный гарнир из капусты, петрушки, салата, помидоров и зеленого лука вытянул из кармана порядка 20 тысяч. Один небольшой качан капусты из Македонии (своей на прилавках давно не найти) по цене 5 тысяч за килограмм стоил почти столько же, сколько мясо. Еще 2.430 рублей пришлось отдать за «горшочек» петрушки Минского парниково–тепличного комбината, за его же салат заплатила 3.150 рублей. Порядка 4 тысяч выложила за полкило испанских помидоров. Но больше всего впечатлила стоимость зеленого лука — около 23 тысяч рублей за килограмм! В отличие от винограда, который после перевозки из ЮАР и уплаты таможенных пошлин стоил около 12 тысяч, как и киви из Италии, лук вырастили у нас, что подтверждал ценник с аббревиатурой РБ. Откуда такие цены на заурядный, совсем не экзотический товар?


— Вы у меня спрашиваете? — удивилась товаровед универсама «Чкаловский» Татьяна Антипова, до которой я дозвонилась. — Парниково–тепличный комбинат продает нам лук по 16 тысяч рублей за килограмм. Плюс НДС, 30–процентная торговая надбавка... Согласна, что цена высокая, но лук расходится хорошо. Продаем по 5 килограммов в день, в понедельник, когда не работают рынки, — до 10 килограммов. Покупатели ведь берут не килограммами, а пучками. 2 тысячи рублей за пучок — не так и дорого.


Самое интересное, что на минской «Комаровке» цена зеленого лука у частника в 5 раз ниже, чем в универсамах. Вчера, например, его можно было купить по 4 тысячи. «Берите свежий лучок, сегодня утром на своем огороде срезали, — уговаривала меня продавщица с характерным говорком южных районов Брестчины. — Будете брать много — уступлю».


Парадокс какой–то: крестьяне, которые выращивают продукцию по дедовским технологиям, продают ее в 4 раза дешевле, чем мощное специализированное предприятие, где и новые технологии, и организация труда на современном уровне... Кроме того, в стране не первый год действует целевая программа по развитию овощеводства, под которую выделяются в том числе и бюджетные, т.е. наши с вами деньги. Для чего? Чтобы продавать нам в итоге лук, стоящий дороже экзотических авокадо и манго? Я позвонила на Минский парниково–тепличный комбинат...


— Очень большие затраты, — посетовала ведущий экономист предприятия Ирина Александронец. — В апреле себестоимость килограмма лука составляла 17.830 рублей, сейчас — 14.630. При отпускной цене, по которой продаем его магазинам, имеем всего 9–процентную рентабельность. Почему? Лук у нас — не основная культура. Учитывая пожелания торговых предприятий, начали выращивать его только в прошлом году. В неприспособленных помещениях, без механизации — вручную. Помидоры, огурцы, салат, петрушку производим по современной технологии — на гидропонике, а лук сажаем в торф в полиэтиленовых мешках, как в прошлом веке. Плюс дорогие энергоносители. Зимой лампы в теплицах горят по 20 часов в сутки. Эти затраты относятся на всю продукцию, в том числе и на лук. Конкурировать по цене с частниками, выращивающими лук под пленкой на солнце, мы не можем. Разве что перейдем в будущем году на новую технологию.


С другой стороны, помидоры наши тепличные комбинаты не первый год выращивают современным способом. А стоят они все равно дороже испанских и турецких. На той же «Комаровке» импортные томаты вчера можно было купить по 5.500 рублей за килограмм, продукцию парниково–тепличного комбината и агрокомбината «Ждановичи» продавали дороже 7 тысяч. Вот ведь в чем загвоздка...


После разговора с представителем тепличного комбината у меня опять возник вопрос к торговым работникам: если лук у частников стоит в 4 раза дешевле, почему не закупать его у них? Покупатели только спасибо скажут. Я набрала номер телефона товароведа одного из универсамов. «Есть государственные поставщики — Минский парниково–тепличный комбинат, Минская овощная фабрика, УП «Партизанское», у которого мы обязаны брать продукцию. В противном случае товароведа накажут», — ответили мне на другом конце провода.


Кто накажет и каким образом, к сожалению, не уточнили. Но лично мне кажется, что дело в другом: магазины сами заинтересованы брать более дорогую продукцию. Ведь 30 процентов надбавки к 4 тысячам рублей и к 16 — это совсем разные деньги...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter