Горе льняное

В большинстве стран основная проблема сельского    хозяйства — сбыт своей продукции. Внутренние рынки по многим товарным позициям перенасыщены, пробиться с экспортом к соседям зачастую удается только при помощи государственных дотаций...

В большинстве стран основная проблема сельского    хозяйства — сбыт своей продукции. Внутренние рынки по многим товарным позициям перенасыщены, пробиться с экспортом к соседям зачастую удается только при помощи государственных дотаций. Непросто выйти на зарубежные рынки и белорусским сельхозпроизводителям. На соседних рынках зерна, молока, мяса и другой продукции живут по законам жесточайшей конкуренции. И льноволокно — одна из немногих товарных позиций, которая реализуется на мировых рынках без проблем по достаточно высоким и стабильным ценам. Вот только пока белорусские предприятия не полностью используют потенциал этой культуры. Ситуация еще не вошла в критическую фазу, но многочисленные проблемы и миллиардные убытки на фоне миллиардных инвестиций заставили сотрудников Комитета государственного контроля критически взглянуть на отечественное льноводство. И проверки выявили немало противоречий, которые и бьют по экономике. 

Льнозаводов в Беларуси немало. Учитывая конъюнктуру мировых цен на льноволокно — более 1,2—1,8 тысячи долларов за тонну качественной продукции, эти предприятия могли бы процветать. Но пока находятся в «вечных» убытках. Причем уже последние десять лет стабильно увеличивают долги по различным направлениям. Впрочем, такая ситуация в немалой степени возникла и из-за объективных причин с «историей». Экономику льнозаводов в первую очередь душит отсутствие качественного сырья.

Лен в Беларуси сегодня выращивают и сельхозпроизводители, и льнозаводы, на балансе которых числится необходимая техника, а земли арендуют на безвозмездной основе в СПК. Таким образом, льнозаводы обеспечивают свои потребности в льнотресте приблизительно наполовину. Остальное закупают у других производителей. Корень зла в немалой степени и лежит в таком полузамкнутом производственном цикле льнозаводов. Ведь, по сути, эти предприятия перерабатывающие, собственными угодьями не обладают и под посевы, возделываемые заводскими мехотрядами, зачастую получают земли не самого лучшего качества. По крайней мере, для выращивания льна. 

— Проверка 6 льнозаводов, проведенная сотрудниками Комитета государственного контроля, показала, что в прошлом году более 68 % участков земли, используемых под посевы льна, для его возделывания были не пригодны по различным параметрам, — говорит начальник главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Республики Беларусь Валентин Малишевский. — Нередко поля не подходили по «предшественникам», т.е. культурам, которые возделывались на них в предыдущие годы, почти 20 % почв не обладали необходимыми механическими свойствами, более трети —агрохимическими показателями. Более чем на двух третях посевных площадей не соблюдались научно обоснованные нормы внесения минеральных удобрений. 

А с такими технологическими недоделками вырастить хороший урожай практически невозможно. И вопрос не только в количестве, но и в качестве льнотресты, которая получилась меньше необходимого номера, а это значительно снижает ценность сырья. Впрочем, не от хорошей жизни льнозаводы стали заниматься сельским хозяйством. В советское время эти предприятия к полям вообще не имели отношения: сырьем их загружали «профессиональные» колхозы. Заниматься земледелием переработчикам пришлось в кризисные 90-е годы, чтобы иметь гарантированную загрузку производственных мощностей льнотрестой. К сожалению, эта практика прижилась. Хотя для СПК лен — одна из самых доходных культур. При правильном соблюдении всех технологических процессов можно добиться доходности с гектара в 800 — 1000 тысяч рублей. Большие выгоды сулят только рапс и сахарная свекла. 

Но далеко не все СПК хотят заниматься выращиванием льна. Культура эта по сравнению с многими зерновыми трудоемкая, требует четкого соблюдения технологий. Впрочем, чего греха таить, и необходимой льноводческой техники у большинства производителей не хватает. Особенно для правильной его уборки. Большинство применяют прицепные модели отечественных льнокомбайнов, в которых использована технология 40-летней давности. «Гомсельмаш» наладил выпуск самоходных льноуборочных комбайнов КЛС-3,5 «Полесье». В прошлом году 9 таких машин уже использовались мехотрядами, но при всей своей перспективности у модели выявилось несколько «болезней» и ограничений: комбайн не может убирать полеглый лен, «отказывается работать» на участках с уклоном 2 градуса, много теряет ценных семян льна, а кроме того, отличается и невысокой производительностью. А ведь лен необходимо убирать сухим, а страда ограничена какими-нибудь 10—15 днями, пока не начали лить дожди. Кстати, чтобы поддерживать нормальную влажность, убранные и сложенные льнополосы перед тереблением необходимо несколько раз переворачивать. Из-за нехватки специальной техники этот важный процесс нередко опускают, и лен гниет еще на поле. 

А в итоге задание по производству льноволокна предприятия страны с трудом выполнили только наполовину. Не столько из-за сокращения посевных площадей, сколько по причине низкого урожая. А ведь деньги на подготовку почвы, удобрения, семена и другие затраты истратили. И немалые. 

Возможно, пора вернуться к забытой системе, когда сельхозпроизводители лен выращивали, а заводы перерабатывали. Ведь при грамотном подходе лен — рентабельная культура. По оценкам специалистов, издержки на его выращивание можно покрыть только за счет реализации льняного семени, а льноволокно пойдет уже фактически в чистую прибыль. Некоторые СПК это поняли и получают от льна отличные дивиденды. Почему же другие хозяйства пока отворачиваются от этой культуры? Кстати, в одном из недавних выступлений Президент страны несколько раз отметил: результаты СПК отныне будут оцениваться по уровню прибыльности, а не валовой продукции. И тогда все станет на свои места. Конечно, не у всех хозяйств есть техника для льноводства, но ее можно приобрести у тех же заводов. Если у них будет в достатке сырья, то пахать и сеять они перестанут. Конечно, даже при столь невысоких показателях и сегодня закрываются внутренние потребности в льне. Но по максимуму не используется экспортный потенциал отрасли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter