Писатели Вячеслав Бондаренко и Сергей Мусиенко анонсировали новый книжный проект «Гордость за страну»

Гордость за «Победу»

Литература в наше время идет рука об руку с общественной деятельностью: писатель должен не только самовыражаться, но и приносить пользу своей стране. По крайней мере, такой позиции придерживаются Сергей Мусиенко и Вячеслав Бондаренко. Два широко известных автора объединились ради создания нового масштабного книжного проекта «Гордость за страну...». Первой ласточкой в будущей книжной серии станет издание, посвященное легендарному автомобилю «Победа», в истории создания которого есть и белорусский след.

Тысячный экземпляр «Победы» сходит с конвейера.

Сергей Мусиенко — писатель, руководитель аналитического центра ЕсооМ. Идея новой серии естественным образом родилась у него как продолжение проекта «Гордость ЗА Беларусь», реализованного вместе с «СБ. Беларусь сегодня».

— Книга об автомобиле «Победа» станет первой ступенькой в нашем проекте «Гордость за страну...»: к слову, он уже получил одобрение Союза писателей Беларуси, —
отметил руководитель центра. — Следующие этапы будут посвящены вкладу белорусов в различные отрасли, которые прославили Советский Союз — нашу общую великую Родину — во всем мире. Это и освоение космоса, и авиация, и многие другие области, ведь сфер, где белорусы себя проявили, огромное количество. Об этом мы хотим напомнить, потому что время идет и все забывается. Порой забываются даже вещи, которые казались очевидными и общеизвестными, что дает почву для разного рода подмен и спекуляций. Наши граждане, особенно молодежь, должны знать: нашей стране есть чем гордиться.
Вячеслав Бондаренко — писатель, публицист, лауреат премии ­Президента «За духовное возрождение». Читателю, в том числе зарубежному, известен как автор исторических книг и биографий в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». Для «ЖЗЛ» Бондаренко пишет сейчас биографию главного конструктора «Победы» Андрея Липгарта. Именно в процессе изысканий он обнаружил, что у всеми любимой легковушки ГАЗ М-20 с Беларусью имеется самая тесная связь.
— Идея написать книгу об автомобиле «Победа» возникла в результате знакомства с дочерью главного конструктора машины Андрея Липгарта Ириной Андреевной, ей сейчас 82 года, она сохранила архив отца, его личные вещи и уникальные фотографии, — говорит писатель. — Отчасти мысль лежала на поверхности: впереди сразу несколько юбилейных дат, связанных с этим автомобилем. В 2023 году будет 80 лет со дня начала работы над ним, в 2024‑м — 80 лет со дня сборки самого первого ходового экземпляра, в 2025‑м — 80 лет со дня приемки «Победы» в Кремле Сталиным и в 2026‑м — 80 лет со дня начала серийного производства…

Авторы на сегодня находятся в процессе изысканий: архивы, музеи, открытые источники — в написании документальных научно-популярных книг поиск информации вещь ключевая.

Андрей Липгарт и Александр Кириллов с моделью «Победы».

— Это не просто самый известный советский автомобиль, а один из наиболее великих автомобилей мира, без преувеличений, — рассказывает Вячеслав Бондаренко. — А еще учитываем, в каких условиях создавалась «Победа»: за два военных года, под бомбами, в нетопленых цехах Горьковского автозавода, когда никто не освобождал конструкторов от работ над танками, самоходками, броневиками… В свободное время, урывками, на голом энтузиазме люди работали над этим автомобилем, который опережал практически все существовавшие на тот момент в мире. Фактически он определил лицо страны на десятилетия вперед.
А создавалась «Победа» летом 1944‑го, в разгар операции «Багратион», так что можно сказать, что эта машина — ровесница освобождения Беларуси.
— Коллектив, который работал над «Победой», был интернациональный: в нем были и русские, и немцы, и евреи, и эстонцы, даже один англичанин — такие разношерстные люди трудились на Горьковском автозаводе, — увлеченно рассказывает Вячеслав Бондаренко. — А белорусы участвовали в отладке технологий производства автомобиля. Потому что мало машину создать — ее надо запустить в серию, выпускать большими массами, это огромный, очень сложный процесс… И в этом процессе важную роль сыграл начальник одного из цехов Горьковского автозавода Сергей Михайлович Кишкин, который в 1950‑м в числе восьми конструкторов был удостоен Сталинской премии за работу над этим автомобилем. А уже через несколько лет Сергей Кишкин приезжает в Минск и возглавляет Минский автозавод. Вот так человек, спасший «Победу», возглавил МАЗ. Впоследствии он стал заместителем председателя Совета Министров Беларуси и занимал эту должность с 1962 по 1974 год.

Сборка первой «Победы». Осень 1944 года.

И это еще не все связи с нашей республикой: первые в СССР автомобильные гонки, в которых участвовали свеженькие «Победы», состоялись в 1949‑м по маршруту Москва — Минск. В них, кстати, участвовали обычные машинки: специальные гоночные «Победы» появились ближе ко второй половине 1950‑х. И вот они-то блистали на чемпионате СССР, который проходил в Минске.

— Так называемая старая гоночная трасса находится за «Экспобелом», — поясняет Вячеслав Бондаренко. — Сейчас об этом уже мало кто помнит, но именно на этом отрезке в 1956 году советские автогонщики ставили всесоюзные рекорды, там собирались толпы зрителей — и кстати, об этом писала газета «Советская Белоруссия». Думаю, что наша книга будет несложной для восприятия, мы постараемся насытить ее иллюстрациями и интересными историями, в том числе связанными с жизнью этой машины, потому что «Победа» была самым первым легковым автомобилем, который граждане Советского Союза могли приобрести в личную собственность. И в сентябре 1948‑го в Минске на Круглой площади (нынешней площади Победы) на месте современного кафе «Березка» заработал самый первый в Беларуси автомобильный салон, где продавалась «Победа» за 16 тысяч рублей...

Самая последняя «Победа», выпущенная 31 июля 1958-го, находится в музее завода ГАЗ.

Создание книги — только часть проекта, поясняют авторы. Вокруг идеи чествования «Победы» задуман целый спектр различных интересных событий, вплоть до автопробега, который свяжет Россию и Беларусь. Возможно, появится и документальный фильм об автомобиле.

Думаю, что это будет чтение для интересующихся людей, неравнодушных к нашей общей истории, — подытоживает Сергей Мусиенко. — Потому что автомобиль «Победа» — это наша общая гордость. Неудивительно, что эту машину от Бреста до Владивостока знают и любят все.

«Победы» быстро стали самыми популярными машинами в стране.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter