Гордость за Беларусь. Культура и искусство

Гордость за Беларусь

«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект с руководителем аналитического центра ЕсооМ, членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина — на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований аналитического центра ЕсооМ.

Культура и искусство

Культура в наше время может рассматриваться как отрасль, а вот искусство отраслевому укладу не подчиняется. Описать явление в одной статье невозможно. Вынужден извиниться, даже простой перечень личностей и проектов будет огромен. Знаю сферу не понаслышке, говорить буду только о тех, кого знаю лично. Видел в деле Юрия Михайловича Михневича, лучшего министра культуры ­БССР (1971—1988) — многие произведения Василя Быкова и Владимира Короткевича, становление «Песняроў», значимые события в культурной жизни Советской Белоруссии появились при его поддержке. В день, когда великий народный артист ­РСФСР Николай Николаевич Губенко первый раз вошел в свой кабинет министром культуры Советского Союза, я был рядом. Шел он не за почестями и славой, они у него уже были, а ради высших идеалов искусства и культуры.

2 июня 1942 года ЦК КП(б)Б в Москве была создана Комиссия по сбору документов и материалов войны. 22 октября 1944-го открылся для посетителей Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны — первый в мире, посвященный самой кровопролитной войне ХХ века.

Торжественное открытие обновленного музея состоялось 2 июля 2014 года в канун Дня Независимости, к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Уникальное здание общей площадью 15 600 квадратных метров было возведено в знаковом месте: на площади Героев рядом со стелой «Минск — город-герой» и музейно-парковым комплексом «Победа», где по традиции проходят военные парады и праздничные шествия.

Сегодня Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны один из самых значимых и крупных музеев планеты — наряду с собраниями в Москве, Киеве, Новом Орлеане.


Национальный художественный музей Беларуси — в СНГ одно из крупнейших собраний белорусского и зарубежного искусства. Во время фашистской оккупации он перестал существовать, его утрату можно было считать невосполнимой. Все нужно было начинать заново. Душой музея стала его директор Елена Васильевна Аладова, воспринимавшая воссоздание собрания делом своей жизни. При поддержке руководства страны сейчас все усилия нынешнего директора музея (с 1998 года) Владимира Ивановича Прокопцова направлены на активную работу по реставрации, приспособлению зданий вокруг основного в единый музейный квартал.

Фото  БЕЛТА

Музей — это не только картины и экспонаты. Это еще и люди, создающие новые экспозиции, выставки, книги и каталоги. Пополняются, хранятся, исследуются, реставрируются и пропагандируются произведения искусства. Возникает особая музейная атмосфера, отсюда и рост посещения музеев. Кстати, в официальной статистике нет многочисленных школьных и частных музеев, а экспозиции у них бывают очень серьезные.


Жизнь сводит с настоящими представителями элиты, это оставляет след и влияет на судьбу. Благодарен потомственному актеру Андрею Александровичу Миронову за бесценный опыт общения, видел отношение живой легенды советского кинематографа к искусству. Он им не просто жил, он фонтанировал репликами, розыгрышами не только на сцене и в кадре, но и всегда. Для большого мастера профессия — это пот и кровь, такова цена кажущейся легкости. Видел, как в середине 1980-х за сценой великому Армену Джигарханяну делали укол между репликами и как он доиг-рывал спектакль. Назавтра скорая уже просто дежурила у театра, а он — играл…

Эдуард Тинн (II), потомственный эстонский актер, доктор философских наук, мастер шестого дана по карате, за год пандемии и карантина написал две книги на русском и эстонском языках (его сын Платон тоже актер, чемпион Европы по карате, снимает сейчас фильм). Мы вышли из великого ­СССР и стремительно теряем наше общее богатое культурное пространство.


Элита, позитивно развивающаяся и созидающая ценности для всеобщего блага, ответственна за прошлое, настоящее и будущее нации!

Никогда наши представители культуры не выглядели провинциально и местечково на фоне коллег. Перечислю лишь несколько самых уважаемых из них. Николай Михайлович Кириченко — народный артист Беларуси, профессор ­БГАИ, директор Национального академического театра имени Янки Купалы. Актеры Геннадий Степанович Овсянников, Ростислав Иванович Янковский, Галина Климентьевна Макарова — народные артисты ­СССР. Кинорежиссер Михаил Николаевич Пташук — народный артист ­БССР.

После развала ­СССР интервью театральных артистов и режиссеров были пронизаны болью: нет условий, требуется реконструкция, зритель не идет.

Возрождение храмов искусства началось с первых непростых лет президентства Александра Лукашенко. Кульминацией в деле модернизации стала Программа реконструкции и технического переоснащения государственных театров на 2004—2010 годы, включили 24 театра — те, которым была необходима неотложная помощь. Именно на этот период пришелся масштабный ремонт в стенах Большого театра оперы и балета — жемчужины театрального искусства независимой Беларуси.

Требовалось не только вернуть зданию первоначальный облик, но и реализовать идеи архитектора Иосифа Лангбарда. Хотелось, чтобы нам не было стыдно перед потомками. Новые возможности для спецэффектов на сцене появились благодаря гидравлическим шахтам глубиной 20 метров. Площадь театра после реконструкции увеличилась почти на 9 тысяч квадратных метров.


«…Театр — это, разумеется, не стены. Это артисты, репертуар, публика, наконец. Но неужели кто-то серьезно полагает, что творец должен быть голодным? Уж точно не сам творец. И не почитатели его таланта. Поэтому театр, помимо всего прочего, должен быть уютным и современным домом для его обитателей, таким, каким предстал после реконструкции Большой театр оперы и балета», — говорил на открытии Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркивал: «Если мы суверенны и независимы, а не провинция другого государства, то надо создавать символы суверенитета и независимости, объекты, которыми мы будем гордиться».

Главная достопримечательность реконструкции — не только само здание театра, но и уникальное звучание Большого, сценическая площадка — одна из лучших в Европе. В 2018 году на его спектаклях побывали 247,2 тысячи зрителей (1998 году — 237,1 тысячи).

Фото  БЕЛТА

Огромными усилиями не только сохранена труппа театра, но и воспитано новое поколение замечательных артистов. Среди них оперная певица (сопрано), солистка Большого театра оперы и балета Анастасия Москвина — народная артистка Беларуси. Балерина и педагог, народная артистка Беларуси Клара Малышева получила японский орден Восходящего солнца — за огромный вклад в создание балетной школы Японии. Преподаватель Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа Малышева подготовила более тысячи артистов балета для японской сцены.


Обновленный Белорусский государственный академический театр юного зрителя открыли 1 июня 2015 года — в Международный день защиты детей. В нем появились новые мягкие кресла, увеличилось расстояние между проходами, а вот количество мест уменьшилось с 455 до 323. Подумали и о зрителях в инвалидных колясках. Сценический поворотный круг обзавелся пятью люками-провалами, через которые артисты могут внезапно появляться или исчезать на сцене.


Первый стационарный деревянный цирк появился в Минске в ноябре 1884 года. Его разрушила фашистская авиация в 1941-м.

11 февраля 1959 года состоялось первое представление в новом здании Белгосцирка, появившемся в центре Минска. В декабре 2010-го завершилась его уникальная и масштабная модернизация, в ходе которой были сохранены только фасад и несущие стены. Зато появились зрительный зал с мягкими креслами, подсвечиваемые ступеньки, основная 13-метровая арена. В нижнем уровне — четыре новых манежа (платформы), поднимающиеся по мере необходимости: паркетный, ледяной, электронный, светящийся, резиновый для лошадей и хищников. В минском цирке теперь могут даваться водные, воздушные представления. В цокольный этаж перенесен гардероб, на верхнем этаже появился Музей истории цирка. Всего в репетиционном манеже шесть уровней. Два подземных занимают животные, для них установлен специальный лифт. Открыты современная ветлечебница, солярий для лошадей и шорная (гардеробная для лошадок), душ и кухня, комната для травмированных или заболевших животных. 346,2 тысячи человек посетило минский цирк в 2018 году.


Помню безнадежный долгострой, с 1985 года уродовавший центр Минска и прозванный в народе саркофагом — недостроенный Дворец Республики на Октябрьской площади. Беларусь обрела независимость с символичными руинами в центре столицы. Решение Президента о завершении строительства дворца (а звучали «веские» мнения о необходимости его сноса) стало судьбоносным не только для этого сооружения, но и для будущего развития страны. Практически одновременно с Дворцом Республики сдали в строй и новый железнодорожный вокзал (31 декабря 2001 года). Эти два знаковых объекта стали олицетворять архитектурное десятилетие Минска.

Сегодня Дворец Республики — грандиозный, нетривиальный многозальный объект для проведения массовых мероприятий. Здание возвышается на 45 метров, еще на 20 уходит под землю. Площадь — 13 гектаров, габариты — 100 на 100 метров. Большой зрительный зал на 2700 человек, Малый амфитеатральный зал на 470 человек, два конференц-зала на 100 и 200 человек, правительственный комплекс, включающий конференц-зал на 30 человек, пресс-центр.


Технологическое оснащение дворца — специальные выдвижные трибуны, беспроводная система синхронизации переводов, трансформируемая колосниковая сцена — позволяют проводить форумы высокого уровня (встреча 12 глав государств), культурно-массовые мероприятия. Дворец Республики — это еще и дом Президентского оркестра.

«Славянский базар в Витебске» — крупнейший в СНГ культурный форум. Два десятка лет со дня основания фестиваль возглавлял заслуженный деятель культуры Беларуси Рoдион Басс. Международным фестивалем искусств он называется с 1995 года, дело государственной важности получает действенную поддержку со стороны Президента и Правительства нашей страны. Решением Международной федерации организаторов фестивалей «Славянский базар в Витебске» дважды — в 2000 и 2004 годах — был признан «Фестивалем года». За это время в нем приняли участие представители более 70 стран.


Первый в Минске частный арт-кинотеатр премиум-класса Rubin Plaza с 3D-залом и системами трансляции Christie и Barco открылся в 2010 году.

Первым модернизированным современным цифровым видеопроектором и системой трехмерного показа в системе УП «Киновидеопрокат» обзавелся кинотеатр «Киев» в Минске в январе 2010 года. К его кассам тогда выстраивались громадные очереди. Немногие знают, что в кинозале VOKA CINEMA by Silver Screen в ТРЦ Dana Mall установлены первые в СНГ сдвоенные проекторы Sony, которые делают картинку реалистичнее и объемнее, акустическая система в формате Dolby Atmos, что напоминает технологию IMAX. Первый современный мультиплекс (5 залов) открылся в Минске к Дню города в 2008 году. Им стал кинотеатр «Беларусь».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter