Гордость за Беларусь. Внутренняя торговля и общественное питание

«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом Общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом Правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина — на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.

Керамический зал, гостиница «Планета».

Жители городов мира обычно показывают своим гостям исторические или архитектурные достопримечательности. И часто эти «продукты эпох» связаны с общественным питанием и торговлей. Есть такие места и в наших городах.

В 1911 году располагавшаяся на месте универсама «Центральный» знаменитая кафе-кондитерская Франца Венгржецкого пышно отметила свое 50-летие. Универсам «Центральный» в Минске уже и сам имеет свои гастрономические и общественные традиции: фирменный коктейль «Орфей», знаменитый торт «Мечта» (который нигде больше не приобрести — наш ответ киевскому «Каштану»), кафетерий с его замечательными барельефами и лепниной, которые являются архитектурной ценностью столицы.

Сегодня в оптовой и розничной торговле, а также в сфере общественного питания Беларуси заняты более 420 тысяч человек.



За годы независимости произошел существенный рост не только количества, но и прежде всего качества услуг общественного питания страны. Если в советское время знали наперечет престижные места, куда стремились попасть по блату, то сейчас мы даже не пытаемся угнаться за открытием новых интересных точек.

Легендарный ресторан гостиницы «Планета», построенной к Олимпиаде-1980, организовывал международные приемы и получал благодарности от президентов (включая Билла Клинтона) и иных руководителей различных стран за уникальную кухню, обслуживание, интерьеры и атмосферу.

Много лет с конца 1980-х годов самый вкусный шашлык в республике делал Сафтар. Это было весьма достойно, имелся большой выбор сопутствующего, а главное — фирменный соус и умение создать благожелательную атмосферу. Он стал королем вкуса и брендом.



Говорить об изысканной еде и местных продуктах в Беларуси невозможно без упоминания гастрономических мотивов Беловежской пущи, старейшего заповедника Европы (упоминается в Ипатьевской летописи 983 года). В XII веке на территории пущи подолгу жил Владимир Мономах, потом князь Владимир Волынский, в конце XIII — начале XIV века — литовские князья, в XV веке — польские короли. Все они превратили пущу в место своих роскошных охот и застолий. Эту традицию продолжили русские цари и генеральные секретари ЦК КПСС. Поэтому пущанская кухня имеет глубочайшие древние кулинарные традиции и опыт организации приемов, который ни с чем не сравнить.

В наше время один из лучших ресторанов страны — брестский HERMITAGE — получает восторженные отзывы гостей со всего мира за профессиональную работу персонала. Он был высоко отмечен за творческий подход по обеспечению приема премьер-министров Беларуси и России, отведавших блюда молекулярной кухни и из местной нежной мраморной говядины, выращенной в ОАО «Агро-Мотоль» Ивановского района, — телят абердин-ангусской породы с ягодным соусом из местной брусники и клюквы. Это как раз и есть отличительная черта нашего общественного питания и торговли: опора на собственное производство. Крупнейший кулинарный фестиваль страны под открытым небом «Мотальскiя прысмакi» собирает более 10 тысяч гостей на «запах» продукции местных производителей.

Описать даже некоторые из достойных заведений отдельной книги не хватит, но упомяну одно из них — первую веганскую «Новую столовую» в Минске, где можно выбрать из меню 15 позиций кондитерки, 7 видов бездрожжевого теплого хлеба из своей пекарни. Сейчас есть возможность найти свое любимое место в каждом городе. Наша торговля и общепит в основном частные, но спрос — государственный. Существует конкуренция между предприятиями разной формы собственности. Динамично развиваются структуры Управления делами Президента (государственная форма собственности), ищет пути повышения эффективности структура Белкоопсоюза, основанная еще в 1869 году (кооперативная собственность, сохранившая социальную направленность), развиваются предприятия коммунальной (городской) собственности, частные и иностранные компании. Главное, чтобы развитие носило цивилизованный характер: частные компании побеждают с большим отрывом, сейчас стоит задача сохранить за государством хоть небольшие доли на рынке для здоровой и цивилизованной конкуренции.

Один из последних принятых в СССР документов — Строительные нормы и правила (СНиП) 2.07.01–89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» — предусматривал нормы торговой площади магазинов в городских поселениях — 280 кв. метров на 1000 человек. Мы давно и многократно их превысили.


За годы независимости мы более чем вдвое увеличили и количество объектов торговых сетей, их площади, начали развивать современные формы работы. Чем Беларусь славилась всегда.



Торговая марка «5 элемент» была зарегистрирована еще в 1996 году. Тогда ее появление создало существенные проблемы для монополии серого рынка бытовой техники, что весьма помогло государству. В 2020 году отечественный флагман продаж бытовой техники имеет 70 розничных магазинов в 40 городах Беларуси. Благодаря четко построенной системе доставок «5 элемент» осуществляет поставки клиентам в более чем 13 тысяч населенных пунктов страны (всего в Беларуси 113 городов, 90 поселков городского типа и около 23 200 сельских населенных пунктов) свыше 20 тысяч наименований продукции. Компания имеет прямые контракты с ведущими мировыми производителями и осуществляет гарантийный и постгарантийный ремонт в своем сервисном центре, крупнейшем в стране. В успешной компании работают 3 000 человек, а программа лояльности компании насчитывает более 1 700 000 клиентов. Ведется и большая работа по социальной поддержке различных слоев населения.


Современный комплекс, включающий 7 уровней торгово-развлекательного центра Galleria Minsk, гостиницу Hilton и закрытый паркинг общей площадью более 100 тыс. кв. метров, создал новую точку притяжения в столице. Здесь располагаются более 150 магазинов популярных локальных и международных операторов, фуд-корт общей площадью 5 тыс. кв. метров, 5-уровневый закрытый паркинг на 1000 машино-мест. Комплекс в пиковый день посещает около 45 000 человек, а в месяц более миллиона — на 2-миллионный Минск. Именно такие объекты подтягивают всю инфраструктуру, создают образец для примера, причем всей стране.

Атриум в ТРЦ Galleria Minsk.

В феврале 2020 года в Гродно открылась первая очередь ТРК Triniti — одного из самых крупных в Беларуси. Всего в нем планируется 220 магазинов, рестораны, пятизальный кинотеатр, ледовый каток, фитнес-клуб и детский игровой центр. Местная компания-производитель «Конте СПА» строила ТРК Triniti по концепции «Город в городе». Компания была основана в 1997 году и является лидером в производстве одежды, белья, чулочно-носочных изделий в Восточной Европе. В ее торговой сети свыше 60 тысяч мест продаж на всех территориях сбыта, включая Россию, Украину, Казахстан, Армению и страны Юго-Восточной Азии. У компании есть даже магазин платинового уровня в Афинах (Греция) — более 100 млн продаж в год. Всего у «Конте СПА» 30 фирменных и 60 партнерских магазинов по Беларуси, налажена интернет-торговля и имеются склады-магазины для поставок в более чем 30 стран.

«Санта Бремор» из Бреста — один из крупнейших производителей продуктов питания в Европе. Компания начинала свою работу в 1998 году с переработки сельди. Сегодня выпускает более 1000 наименований продуктов питания в 13 категориях, продукция предприятия реализуется в 37 странах. Фирменные магазины «Санта» — быстрорастущая национальная розничная сеть магазинов различных форматов во всех регионах Беларуси — насчитывает около 200 торговых объектов: маркеты, супермаркеты и магазины-эконом.


Торговая сеть «Виталюр» основана в 1995 году и входит в число крупнейших белорусских ретейлеров по розничному товаро­обороту, а начинала как производитель и оптовик рыбной продукции. Сеть «Виталюр» включает более 70 супермаркетов и магазинов формата «у дома» в разных городах страны. В ассортименте каждого магазина представлена широкая линейка товаров собственного производства, это отличительная черта «Виталюра».



Минчане помнят неповторимые фирменные магазины по оформлению и ассортименту: «Океан» (внутренняя обшивка сохранилась до наших дней), «Рыба», «Нептун», «Дары природы», «Каравай», «Ромашка», «Лянок», ювелирные «Яхонт», «Чараўнiца», «Самоцветы», «Аметист», «Бирюза»… Во многие из них ходили на экскурсии, как в музей. Сейчас многое сохранено и расширено производителями: у ОАО «Бел­ювелирторг» (государственный Гомельский ювелирный завод ПО «Кристалл») сеть из 67 фирменных магазинов в 32 городах страны. Продукция одного из крупнейших ювелирных заводов Европы под маркой ZORKA продается более чем в 100 магазинах. Белорусский производитель первым в мире (в 2014 году) запустил тренд украшений из 9-каратного желтого золота.

Рыба приготовлена в торговом зале магазина «Виталюр», обслуживание на мировом уровне: хоспер (печь на гриле).

На фоне бурного развития ТЦ в стране сохраняются и рынки (самый заметный, конечно же, — преображенная «Комаровка» в Минске) — по состоянию на 1 января 2020 года их было 381, тогда как в 2005 году было 368 рынков. На 2018 год торговых мест и объектов на рынках было 85 134 единицы, в торговых центрах — 21 242 единицы.

Первый в стране торговый центр — «Экспобел». Здесь под маркой BIGZZ в марте 2005 года появился классический гипермаркет. Ныне этот ТЦ получил новое дыхание, расширил основную площадку возле Минской кольцевой дороги и пошел «вглубь» — сегодня их уже пять общей площадью 12 640 кв. метров. Еще один торговый центр — «Корона» — насчитывает 15 объектов. В августе 2006 года был открыт первый из них на Кальварийской улице в Минске, а в декабре 2012-го начал работать 4-этажный ТЦ «Корона-Замок» площадью 167 550 кв. метров.


В розничной сети растет продажа продуктов питания. Увеличивается количество и улучшается качество обслуживания. Например, лидер ретейла страны — «Евроопт» — был основан в 1993 году и сначала занимался мелкооптовой торговлей, в 1997 году был открыт первый магазин в Минске. С 2017 года онлайн-гипермаркет «Е-доставка», организованный тремя годами ранее, стал обслуживать покупателей по всей Беларуси. А по состоянию на 20 ноября 2020 года торговая площадь магазинов ООО «Евроторг» составляет 330 237,6 кв. метра, торговая площадь самого большого гипермаркета сети — у столичной ТЭЦ-4 — 5 731 кв. метр.

Магазинов фирменной торговли частной формы собственности — 84,9 процента, государственных — 3,5, иностранных — 11,6 процента.


Открывшийся в марте 2020 года в Витебске фирменный магазин Бобруйской кондитерской фабрики «Красный пищевик» (со 150-летней историей) стал сотым по счету в стране. Крупнейший производитель вкуснейшего зефира активно наращивает торговую сеть, помогает открыть свой бизнес за счет предоставления и развития франчайзинга. Фабрика выпускает 250 видов продукции 50 торговых марок: зефир, мармелад, пастилу, халву, ириски, драже. Появилась собственная линейка меда и даже мороженого торговой марки «Большая медведица». 20 тысяч тонн выпускаемой продукции в год отправляется более чем в 15 стран. Это одна из самых динамично развивающихся и модернизированных кондитерских фабрик на постсоветском пространстве. От производства, логистического склада к рознице — такой путь проходят многие флагманы нашей промышленности.

Легендарный торт «Мечта».

Основанная в 1924 году Гомельская кондитерская фабрика «Спартак» является крупнейшим производителем кондитерских изделий в Беларуси. Она выпускает около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия, в объеме более 25 тысяч тонн. У нее около 40 фирменных магазинов в стране и 54 фирменные секции. Причем «Спартак» для «Коммунарки» (еще одного крупного производителя кондитерки из Минска, ведущего свою историю с 1905 года) не соперник, а компаньон: объ­единившись, белорусский шоколад на нашем рынке может противостоять импортным конкурентам и выходить на международные рынки. 24 фирменных магазина «Коммунарки» расположены по всей стране, ведутся оптовые поставки на рынки 20 стран.

У первого в стране предприятия по производству косметики — СП «БЕЛИТА» — более 60 филиалов и торговых представителей по всему миру.

Витебский холдинг «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» — лидер обувной промышленности Беларуси. Он держит 37 процентов рынка, выпуская 4 млн пар обуви в год. И активно расширяет при этом фирменную сеть продаж, насчитывающую ныне 87 магазинов по всей стране.

ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» — развитая сбытовая сеть с обширной клиентской базой и крупнейшее мебельное предприятие страны. Только в Беларуси розничная сеть холдинга насчитывает более 110 магазинов, также имеются 16 торговых домов и дилерских центров в России и в странах ближнего зарубежья.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК , Алексей ВЯЗМИТИНОВ