Гордость за Беларусь. Транспортные услуги

«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.

Транспортные услуги

ФАКТ

Экспорт транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (железнодорожным, авиационным, трубопроводным и автотранспортом) в прошлом году составил 4009,9 млн долларов, или 41,7 процента от всего экспорта услуг страны.
На минские улицы первое такси — 6-местный Mercedes — выехало 20 августа 1906 года, раньше, чем в Нью-Йорке или Москве. 20 мая 1911 года Минское общество сестер милосердия приобрело в Вене специальный автомобиль для службы скорой медицинской помощи. В Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Дрездене они появились позже. Сейчас в Беларуси более 1100 машин скорой помощи.


Наличие своего автомобиля уже давно превратилось из яркого отличия социального статуса в обыденную потребность, как, например, холодильник. Существенный рост количества автомашин (в 3,67 раза за 25 лет) уже влияет не только на экологию, но и на градостроительную политику, многие другие сферы нашей жизни. Стоит учесть и 418,9 тысячи мотоциклов в 2019 году (в 2010-м — 332,4 тыс.).




Конечно, не только наличие легковых автомобилей говорит о благосостоянии населения. О многих аспектах развития страны красноречивее говорят и дороги, и качество сервиса, и многое другое.


29 июля 1984 года был открыт Минский метрополитен. За прошедшие 36 лет в подземке было перевезено более 7,5 млрд человек, что сопоставимо с населением Земли.

Протяженность метрополитена (в двухпутном исчислении) с 16 км в 1994 году увеличилась до 53 км в 2019 году, и в 2020-м прибавится еще 7,6 км.


Минское метро насчитывает 29 станций, в парке 361 вагон, из которых формируют 72 состава. В нашем метро уже эксплуатируются современные швейцарско-белорусские поезда ЗАО «Штадлер Минск».

На планируемом к запуску в этом году участке из четырех станций третьей линии метро будет ранее не применявшееся в Минске современное сложнотехнологическое оборудование: система автоведения электропоездов, автоматические платформенные ограждения, микропроцессорные устройства электрической централизации и многое другое.


Минск стал третьим городом в мире после Лондона и Ванкувера, где в метро появилась возможность на всех станциях оплачивать проезд бесконтактной банковской карточкой, смартфоном, планшетом или смарт-часами.

В 2019 году пассажиры подземки более 19,6 млн раз воспользовались бесконтактными банковскими картами (более 6 процентов от всех способов оплаты проезда в метро).

Длина троллейбусных путей (в двухпутном исчислении) выросла с 431 км в 1990 году до 524,4 км в 2019 году, кроме того, они существенно модернизировались. На маршруты троллейбусов уже вышли электробусы белорусского производства и перевезли за 2019 год 14 миллионов пассажиров (в 2017 году — 2,6 млн).

Авиакомпания «Бел­авиа» в 2019 году перевезла рекордное количество пассажиров — 4 млн 98,7 тысячи, что на 21 процент больше уровня предыдущего года. Пассажиропоток Национального аэропорта Минск впервые превысил 5-миллионную отметку. В совокупности все аэропорты страны обслужили более 5 млн 321 тысячи человек. Своеобразный рекорд областных аэропортов — увеличение пассажиропотока в 1,9 раза.



Весной 2020 года, когда многие страны стали неожиданно закрывать свои границы, наш аэропорт работал постоянно и стал мировым транспортным узлом. 

Компания «Белавиа» для многих оказалась единственным способом вернуться домой. Пришлось даже увеличить число рейсов в Хельсинки и перейти на более крупные модели самолетов. Количество пассажиров у «Белавиа» не упало так сильно, как у других мировых компаний.

Созданная 5 марта 1996 года, Национальная авиакомпания «Белавиа» в настоящее время обладает современным парком воздушных судов, ее самолеты соответствуют требованиям общемировых стандартов по технической безопасности, шумам и могут выполнять полеты в страны ближнего и дальнего зарубежья без каких-либо ограничений. Первый самолет «Боинг 737—500» для компании совершил перелет из США через аэропорт Шеннон (Ирландия) 10 октября 2003 года. Сейчас воздушный флот «Белавиа» насчитывает 9 Boeing 737—800, 4 Boeing 737—500, 4 Boeing 737—300, 7 Embraer 195, 5 Embraer 175.

По состоянию на февраль 2019 года авиакомпания «Белавиа» выполняла прямые регулярные полеты из Национального аэропорта Минск в более чем 30 стран, по летней программе 2020 года были заявлены рейсы по 23 чартерным направлениям. В 1995-м регулярно летали лишь в 7 стран. Грузооборот воздушным транспортом в 1993 году составил 8 миллионов тонно-километров, а в 2018-м — 75.

Беларусь расположена в центре Европейского региона и выполняет функцию транзитного коридора. По территории республики проходят международные транспортные магистрали Е 30, Е 95 и Е 28. 


В стране достаточно высокая плотность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием — на 2019 год 429,4 км на 1000 км2.


В прошлом году экспорт услуг автомобильного транспорта составил 1,479 млрд долларов, что почти в 1,4 раза больше показателя по железнодорожному и в 2,5 раза — по трубопроводному транспорту.

В 2019-м был достигнут исторический максимум и второй по абсолютной величине результат года после экспорта компьютерных услуг. Перевозчики не имеют таких льгот и преференций, как айтишники, работают не в условиях свободной конкуренции, а по правилам жестких международных разрешительных или запретительных ограничений.

За последние 10 лет экспортные поступления от деятельности грузового автотранспорта приросли более чем в два раза, их доля к общему объему экспорта услуг составляет 14,3 процента.


Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (­­БАМАП) создана в 1992 году по инициативе 24 автотранспортных предприятий республики, объединяет в своих рядах порядка 1000 автомобильных перевозчиков. С 1992 года ассоциация входит в состав Международного союза автомобильного транспорта (­­МСАТ, Швейцария) на правах действительного члена и в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.1998 г. № 1996 выполняет функции гарантийного объединения на территории Беларуси.

Государство совместно с ­­БАМАП немало делает для развития, по сути, частной отрасли грузового транспорта. В марте 2020 года был принят Указ Президента № 102, согласно которому ввозимые новые транспортные средства Евро-6 опять освобождаются от уплаты утилизационного сбора и НДС. Дальнейшее наращивание экспорта услуг в сфере международных перевозок грузов достижимо при проведении более жесткой политики защиты интересов наших перевозчиков — получения разрешения на попутный каботаж и увеличения количества пресловутых «дозволов» в/из третьих стран с Россией, Казахстаном и ЕС, многого другого.


По оценкам ­­БАМАП, в иностранных фирмах-перевозчиках (часто белорусских владельцев) работает около 30 тысяч водителей из Беларуси, то есть реальный потенциал отрасли огромен. Сегодня Беларусь связана обязательствами обмениваться разрешениями с 49 странами, причем по 32 из них, исходя из потребностей наших перевозчиков, наблюдается нехватка разрешений, в основном в Польше. С нашей стороны проблем нет.

В октябре 2020 года Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси и Департамент дорожного транспорта министерства инфраструктуры Польши согласовали на взаимной основе увеличение предварительной квоты разрешений на автомобильные перевозки грузов на 2021 год на 6 тыс. шт.



За январь — сентябрь 2020 года грузовые перевозки автомобильным транспортом составили 21,3 млрд т·км (больше, чем в тот же период прошлого года). Наши перевозчики работали на передовой COVID-19 вместе с врачами, пограничниками и другими в очень сложных и жестких условиях.

Это при том, что грузовые транспортные средства, принадлежащие организациям, составляли в 2019 году 262,5 тыс. шт. плюс 32 тысячи автобусов. Маршрутные такси прочно заняли свое место в структуре перевозок. Только в Минске около 1000 машин регулярно выходит на 100 с лишним маршрутов, не говоря уже про обеспечение внутриреспубликанских перевозок.

Мощное развитие в Беларуси получила логистическая деятельность в рамках реализации программы развития логистической системы, утвержденной постановлением Совета Министров от 29.08.2008 г. № 1249. На 1 января 2020 г. в стране 1774 организации осуществляли логистическую, транспортно-экспедиционную деятельность.


Беларусь присоединилась к Соглашению между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Соответствующий закон подписан Президентом Республики Беларусь 11 мая 2018 г. № 99-З. Беларусь приобрела статус постоянного члена соглашения и впервые приняла участие в совместных консультациях.

Впервые подписано соглашение для белорусских автомобильных перевозчиков по доставке грузов в Китай и обратно во время прошедшего в апреле 2019 года в Пекине форума «Один пояс — один путь». Ранее Китай не заключал подобных соглашений со странами, с которыми у него нет общих границ. По оценкам, для доставки некоторых грузов автомобильным транспортом потребуется в среднем в 3,5 раза меньше времени, чем по морю, и в 1,5 раза меньше, чем по железной дороге при сопоставимых общих расходах, что разнообразит каналы поставок.

Уровень компетенции в логистике, исходя из мировой практики, определяет конкурентную устойчивость и развитие не только конкретной организации и региона, но и государства. И тут у Беларуси созданы серьезные возможности.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ , Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ , Алексей СТОЛЯРОВ , Алексей ВЯЗМИТИНОВ , Антон СТЕПАНИЩЕВ