Об историческом прошлом, настоящем и будущем — через призму патриотических ценностей

Гордость за Беларусь

Что значит быть патриотом, какие национальные символы наиболее значимы для белорусов и что способствует сплочению общества сегодня? Ответы на эти и другие вопросы представлены в результатах социологического исследования, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук с 28 февраля по 17 марта 2022 года. Тема исследования — патриотические ценности населения Беларуси. 28 июня в Национальном пресс-центре ведущие социологи, ученые, лидеры общественного мнения прокомментировали некоторые итоги социологического опроса.

Патриотами не рождаются 

Отрадно, что подавляющее большинство респондентов — 90,9 процента — позитивно ответили на вопрос «Гордитесь ли вы тем, что являетесь гражданином Беларуси?». Причем утвердительно на него ответили 96,9 процента опрошенных молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет. Как отметил младший научный сотрудник отдела социологии культуры Института социологии НАН Беларуси Никита Бровчук, 64,8 процента опрошенных, отвечая на вопрос «Для меня Беларусь — это…», выбрали вариант «страна, в которой я родился», 55,6 процента респондентов ответили: «страна, в которой я живу», 34,4 процента — «страна, с народом которой я чувствую свою связь».

Призыв Президента жить по законам также находит отклик у населения. В рейтинге ответов на вопрос «Что для вас значит быть гражданином Беларуси?» ответ «соблюдать законы страны» находится на первом месте.

Белорусы также делают выбор в пользу деятельного патриотизма. По словам Никиты Бровчука, 86,6 процента респондентов считают себя патриотами. Но что это значит — быть патриотом? Среди самых распространенных ответов — жить и работать в Беларуси, уважать государственную символику и историю Беларуси, быть готовым в трудные времена защитить свое Отечество, любить белорусскую культуру и язык.


— Высокие показатели готовности молодежи защищать в случае необходимости свою Родину говорят о весьма положительной тенденции и правильном воспитании, — считает первый проректор Белорусской государственной академии искусств, профессор, доктор философских наук Светлана Винокурова.

Она обратила особое внимание, что доля молодежи от 18 до 29 лет, которая согласно результатам гордится своей страной, составляет 96,9 процента:

— Радует, что люди не просто говорят, что они граждане своей страны, но испытывают за это чувство гордости. Значит, у нас очень много делается для того, чтобы человек был патриотом. И это делается прежде всего для молодого поколения.

Уважение к прошлому

Светлана Винокурова считает, что в формировании патриотизма система образования играет важную роль:

— У нас принята программа патриотического воспитания, но я бы назвала ее программой патриотического образования и воспитания. Это неразделимые вещи. И этим мы отличаемся от западной системы образования. В нашей академии мы сохраняем традиции воспитания и образования. Очень важно, у какого педагога ты учился и каким образом сформировался. Не только как профессионал, не только как специалист своего дела, но и как личность, патриот.

Не менее важно, по мнению Светланы Винокуровой, не просто говорить, но и показывать, как много сделано в Беларуси:

— Формализм в деле патриотического воспитания — это большие риски. И социологические исследования помогают исключить эти риски, увидеть, чего нам не хватает. Еще не полностью использован наш богатый историко-культурный резерв.

Еще один вывод, который вытекает из исследования, заключается в том, что в Беларуси идет процесс формирования гражданской нации. В общественном сознании белорусов символы суверенитета и независимости страны по значимости приближаются к символам Великой Победы. В качестве важнейших национальных символов респонденты на первое место ставят памятники Великой Оте­чественной войны, на второе, с небольшим отрывом, — государственную символику. Наиболее значимыми праздниками являются День Победы и День Независимости.


Любопытно, что для молодого поколения белорусов значимость Дня Независимости выше, чем для других возрастных групп, государственная символика входит в тройку важнейших национальных символов, а гражданство Республики Беларусь находится на первом месте по потенциалу сплочения нации.

Отвечая на вопрос корреспондента ИД «Беларусь сегодня» о том, что такое гражданская нация и можно ли говорить о ее зрелости, директор Института социологии НАН Беларуси Николай Мысливец отметил, что респонденты особенно подчеркивают уважение к прошлому и стремление сохранять преемственность, ответственность за настоящее и будущее:

— Я рассматриваю акцент на таких ценностях как один из признаков формирования нации, представители которой являются в достаточной степени зрелыми гражданами своей страны, чтобы понимать ответственность за все ими совершаемое.

Николай Мысливец обратил внимание, что главными национальными символами Беларуси 48,6 процента опрошенных назвали памятники Великой Отечественной войны, 47,5 процента выбрали государственную символику. При этом большая часть молодежи (18—29 лет) на первое место ставит наше культурное наследие.

Отвечая на вопрос «Что в большей степени способствует сплочению белорусского народа?», 39,7 процента респондентов выбрали «историческое прошлое Беларуси».

— Опираясь на прочный фундамент, который нам достался от предыдущих поколений, мы имеем все возможности преодолеть турбулентные времена, — уверен Николай Мысливец.


К СВЕДЕНИЮ

Институт социологии НАН проводит республиканские исследования методом личного интервью по месту жительства респондента и методом телефонного интервью. Для изучения общественного мнения посредством телефонной связи используется аппаратно-программный комплекс «Автоматическая система социологических опросов». Он позволяет отбирать респондентов в любом регионе, тщательно контролировать ход исследования и проверять результативность любого звонка.

Общий объем выборки опроса составил свыше тысячи респондентов в возрасте от 18 лет. Сбор данных осуществлялся посредством телефонного интервью через стационарную сеть общего пользования. Опрос проводился в Минске, во всех областных центрах страны, в районных городах и сельских населенных пунктах. Для получения репрезентативных данных использовалась многоступенчатая случайная стратифицированная выборка.

konon@sb.by

Инфографика предоставлена БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter