Государственный флаг нашей страны — на вершине Эвереста

Гордость за Беларусь!

Выступая 9 мая на торжественной церемонии чествования государственных символов, Президент назвал государственный флаг символом величия и независимости белорусского народа, в котором воплощены судьбоносные достижения белорусов, духовные и нравственные черты нации, особенности нашей культуры и мировоззрения. Белорусы свято чтят свой флаг и каждодневно доказывают свою любовь делом. Примеров этому несть числа, а вчера новостные ленты принесли еще одно подтверждение: Государственный флаг Беларуси поднят на Эверест — самую высокую точку нашей планеты!

penntoday.upenn.edu

Каждый альпинист мечтает об Эвересте: потому что, как говорят они сами, «есть все остальные горы, и есть Эверест». Белорус Вадим Фролов загорелся этой идеей давно — с тех самых пор, как начал ходить в горы. В прошлом году он понял, что готов: за плечами высочайшие вершины Южной Америки, Антарктиды и Океании. Есть опыт, есть уверенность — пора! Вадим хотел посвятить свое восхождение 75-летию Победы: у него оба деда воевали, один был разведчиком, второй — летчиком, он погиб. 

Но в 2020 году из-за пандемии коронавируса доступ к Эвересту закрыли обе страны, с территорий которых возможно восхождение, — и Непал, откуда идет большинство альпинистов, и Китай. Вадим Фролов огорчился, положил подготовленную к экспедиции кепку с надписью «75 лет Победы» на полку и стал ждать. Однако у покорителей вершин ждать — это не синоним понятию «сидеть на месте». Вадим продолжал тренироваться и поднимался в горы в разных регионах мира. Но готовился к покорению Эвереста не только физически: вместе с друзьями из байкерского клуба Iron Birds объехал города-герои бывшего ­СССР, в каждом они брали горсть земли. Потом эти горсти запечатали в капсулу и поместили ее у подножия минского Кургана Славы. Там же, у Кургана Славы, Вадим получил копию Знамени Победы для подъема на высочайшую точку планеты. «Поднять Знамя Победы — большая честь, гордость, — написал он мне уже из базового лагеря, с высоты 5364 метра. — Я воспитывался на патриотизме, хочется отдать дань уважения нашему народу, нашим землякам-победителям». 

Так начался совместный проект Белорусской федерации альпинистов и Федерации профсоюзов Беларуси.



Знамя Победы и кисет с землей с Кургана Славы на Эвересте.

* * *

Уже тогда, когда мы разговаривали по телефону (звонок с Эвереста стал для меня потрясающей неожиданностью), я отметила, что голос альпиниста звучит необычно: он все время кашлял. Но быстро нашла этому объяснение: в горах на такой высоте все покашливают — кислорода ведь не хватает. Зря я тогда занималась самоуспокоением. 

Этот восходительный сезон — на Эверест обычно поднимаются в мае и потом осенью — с самого начала был необычным: «Потому что было выдано рекордное количество пермитов, причем для восхождения только с непальской стороны. Китай разрешил подниматься только своим, никаких иностранцев. Как следствие, в базовом лагере в Непале на небольшой территории скопилось огромное количество людей», — объясняет Владислав Каган, поднимавшийся на вершину в 2006 году. В этом выдали 408 пермитов (разрешений на восхождение). Эверест для Непала — огромная индустрия, каждый год он приносит в экономику страны почти 300 млн долларов США (а весь туризм — 2 млрд, и большая их часть — от альпинистов, штурмующих вершины в Гималаях). Беда пришла неожиданно, хотя ее можно было предсказать: в лагере началась эпидемия коронавируса. Правда, Вадим Фролов говорил о том, что в отличие от предыдущих лет экспедиции свели контакты между собой к минимуму, в гости друг к другу не ходили. 

Вероятнее всего, вирус принесли непальские шерпы, без которых не обходится ни одна экспедиция: это они проходят маршрут первыми (в этом году первыми, кто поднялся на Эверест, тоже были шерпы — они провесили веревки по маршруту), доставляют грузы, разбивают лагеря и готовят еду. В базовом лагере есть свой медпункт, в котором работают иностранные медики, и они могли бы проводить ПЦР-тесты, но министерство здравоохранения Непала запретило это делать. А без этих тестов отличить горный кашель, похожий на тот, который был у Вадима во время нашего разговора, от того, что развивается в результате коронавирусной пневмонии, непросто. Но медики все равно забили тревогу и начали эвакуировать людей: на Эвересте пневмония может очень быстро привести к отеку легких и смерти. «Когда в лагерь пришел коронавирус, началась эпидемия. Непал не хотел говорить об этом, потому что это ставило под угрозу весь сезон восхождений. Но он в любом случае получился неординарный», — говорит Владислав Каган, по давней привычке пристально следящий за каждым сезоном на Эвересте. Потому что восхождениям угрожал не только коронавирус, но и погода. 
«Обычно с 15 мая устанавливалась недели на две солнечная ясная погода, во время которой и совершались восхождения, — говорит Виктор Лутов, поднявшийся на гору в одной связке с Каганом. Они шли с китайской стороны и в свое время хорошо вписались в погодное окно. — Но теперь этого не произошло. Было маленькое окошко в начале мая, что необычно. Количество хороших дней для подъема резко сократилось, поэтому и число людей, сумевших подняться, в этом году меньше». 
Вадим Фролов с государственным флагом и капсулой с землей на Кургане Славы.
Фото Дианы Михалевич.
В экспедиции клуба «Семь вершин», в которой был Вадим Фролов, заболели почти все шерпы и зарази­ли 7 из 12 восходителей. Среди заболевших, к сожалению, оказался и Вадим — его вертолетом эвакуировали в госпиталь Катманду, где диагностировали коронавирусную пневмонию и поражение легких. В тот момент он еще надеялся, что вылечится и сможет продолжить подъем — акклиматизацию ведь уже прошел, но врачи категорически запретили: угроза была смертельной. Это самое обидное для каждого альпиниста обстоятельство: ты внутренне готов, но ситуация выходит из-под контроля, и ты отступаешь. Но самую большую боль причиняла мысль, что его миссия — поднять на вершину мира Знамя Победы и землю с Кургана Славы — провалилась. Но помните, как пел о горной дружбе Владимир Высоцкий: 

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого
Положись на него. 

Друзья Вадима Георгий Шулепов и Эдуард Кубатов в самом прямом смысле подхватили выпавшее из рук товарища (если вы захотите сказать «боевого товарища», то будете правы) знамя и понесли на вершину. 

Россиянин Шулепов и киргиз Кубатов развернули на самой высокой точке планеты национальный флаг Республики Беларусь, Знамя Победы и оставили землю, взятую с нашего Кургана Славы — Эверест подрос на эту героическую горсть... Когда Вадим рассказывает об этом, не скрывает гордости: «Все-таки миссия выполнена! Альпинизм — это командный вид спорта, — а потом добавляет: — Я постараюсь вернуться через пару лет и все-таки подняться на Эверест». 

Председатель Белорусской федерации альпинизма Александр Годлевский, ходивший с ним на Монблан с огнем II Европейских игр, говорит: «Вадим Фролов — целе­устремленный и мужественный человек. Он никогда не сдается, настоящий белорус — из тех, с кем можно идти в разведку. Гордо и красиво выглядит то, что уроненное раненым бойцом знамя поднимают его боевые товарищи. Спасибо Георгию Шулепову и Эдуарду Кубатову, которые подхватили у Вадима Знамя Победы и подняли вместе с Государственным флагом Беларуси в поднебесную высь над всей нашей планетой. Вместе мы и друзья, и огромная сила — сила, которую нельзя сломить и победить. Сила, которую мы приняли от наших предков. И я точно знаю, что Вадим Фролов на Эверест обязательно вернется». И мы снова будем за него переживать и поддерживать, потому что даже самые высокие мечты должны сбываться.

images11.popmeh.ru

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ:

— В этом году — 80-летие начала Великой Отечественной войны. И символично, что государственный флаг Республики Беларусь, копия Знамени Победы и земля с Кургана Славы подняты на Эверест именно накануне этой трагической для всего мира даты — как еще одно напоминание о ценности и важности мира для каждого. Восхождение на Эверест всегда сопряжено со многими сложностями и проходит в несколько этапов. Спортсменам необходимо пройти акклиматизацию на разных высотах, организовывать промежуточные базы, учитывать погодные условия и состояние своего здоровья. В конечном итоге успех таких экспедиций зависит не только от технической составляющей, но и от того, насколько слаженно действует команда альпинистов, и, безусловно, от целеустремленности и силы духа каждого из участников. В нынешней экспедиции также не обошлось без форс-мажора. Один из участников, Вадим Фролов, по состоянию здоровья на одном из этапов был вынужден прервать подъем. Тем не менее его коллеги продолжили путь и установили на высочайшей точке планеты государственный флаг Республики Беларусь и копию Знамени Победы. Эта экспедиция, безусловно, стала знаковым вкладом в сохранение нашей истории, нашей памяти, а значит, и вкладом в сохранение мира на земле. Наша страна — одна из наиболее пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Наши флаги на Эвересте должны стать символом того, какой ценой нам удалось отстоять право людей на жизнь, должны напоминать каждому, как важно сохранять мир, как важно уважать суверенитет и независимость стран. 

plesk@sb.by

Фото с Эвереста предоставлены Вадимом ФРОЛОВЫМ.

P.S. Белорус Вадим Фролов — генеральный директор компании "Векпром". Живет и тренируется в подмосковном Жуковском.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter