Гордость без предубеждений

Свою 47-ю дату рождения отпразднует 30 января Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Именно в этот день в 1975 году была выведена на технологический режим комплексная установка по переработке нефти ЛК-6У № 1 и получена первая товарная продукция — автобензин. Сегодня предприятие выпускает около 40 видов продукции, которая экспортируется более чем в 20 стран.

Начало работы НПЗ в Мозыре стало знаковым событием как для региона, так и для республики в целом. Место для реализации столь важного проекта было выбрано не случайно — второй по величине город Гомельской области обладал необходимыми условиями для успешного функционирования нефтеперерабатывающих мощностей. Тем более рядом был расположен нефтепровод «Дружба», что позволяло решать задачу бесперебойной транспортировки сырья к месту переработки. 

Однако уже в начале 90-х стало ясно:  чтобы обеспечить максимальную эффективность работы предприятия и высокий уровень качества выпускаемой продукции, необходимо серьезное реформирование производства. Решение было принято в пользу поэтапного развития завода, когда каждый предыдущий этап является базой для реализации следующего. Спустя годы станет очевидно, что данный принцип себя полностью оправдал.

Благодаря непрерывной модернизации и техническому перевооружению действующих производств, строительству новых высокотехнологичных объектов увеличивалась глубина переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов, расширялся ассортимент и повышался уровень качества продукции, обеспечивая тем самым эффективную работу завода.

Эпический размах

В 2014-м году на Мозырском нефтеперерабатывающем приступили к реализации одного из самых масштабных и амбициозных проектов за всю историю предприятия — строительству комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-Oil). Мозыряне первыми на постсоветском пространстве (да и в мире подобные технологии используются на считанных производствах) решили пустить в дело темные остатки, образующиеся после традиционных процессов переработки нефти с использованием процесса гидрокрекинга и получить из них светлые, более ликвидные нефтепродукты. Суть процесса заключается в том, что при достижении температур выше 430 градусов, давлении 180—190 атмосфер и наличии катализатора высокомолекулярные соединения преобразуются в светлые нефтепродукты, повышая тем самым глубину переработки исходного сырья. 

Лицензиаром проекта является мировой лидер в области технологии нефтепереработки — французская компания Aхеns, представители которой тщательно и скрупулезно контролировали процесс на всех этапах.

Комплекс включает три установки: установка производства серы, установка производства водорода и непосредственно сам гидрокрекинг и 21 объект общезаводского хозяйства, причем вспомогательные объекты немаленькие.

Для реализации проекта на специально отведенной территории площадью 35 гектаров было установлено 1100 единиц основного сложнейшего технологического оборудования, проложено 125 км межцеховых коммуникаций, сварено 700 км трубопроводов, в том числе высокого давления, проложено 5500 км кабелей, смонтировано 12 тысяч тонн металлоконструкций, уложено 36 800 кубометров бетона. На грандиозной стройке были заняты более тысячи строителей и монтажников. 



Общая стоимость этого мегапроекта составляет порядка 1,5 миллиарда долларов. Он позволит заводу увеличить глубину переработки нефти с нынешних 75 % до 90 %, выход светлых продуктов — до 67 %. 

По масштабу и значению для нашей республики этот проект можно сравнить лишь, пожалуй, с Белорусской АЭС в Островце.

На сегодня строительно-монтажные работы на комплексе завершены. Уже введены в эксплуатацию установка производства водорода и многие объекты общезаводского хозяйства. Установка производства серы начнет эксплуатироваться совместно с комбинированной установкой гидрокрекинга, на которой активно проводятся пусковые операции. Пуск такого комплекса — это всегда череда четко запланированных последовательных процедур и этапов. 

После пуска всех объектов комплекса продолжится работа по освоению новой технологии. Предстоит большая исследовательская работа по подбору подходящего состава сырья, поиску оптимального технологического режима и т.д. Гидрокрекинг тяжелых нефтяных остатков — это процесс, который требует постоянного внимания. 

101-й — уже реальность! 

Краеугольным камнем бизнес-стратегии ОАО «Мозырский НПЗ» является непрерывная модернизация производства, широкий ассортимент и безу-
пречное качество продукции. На сегодняшний день в портфеле предприятия несколько десятков наименований товарной номенклатуры: автомобильные бензины, дизельное топливо, топливо печное бытовое, битумы дорожные, сжиженные газы, бензол, алкилат, кубовый остаток каталитического крекинга и многое другое. Только 92-го бензина Мозырский НПЗ выпускает четыре вида — в соответствии с требованиями, предъявляемыми потребителями.


Мозырские нефтепереработчики первыми в стране освоили выпуск автомобильного бензина с октановым числом 98 (АИ-98-К5-Евро) и 100 (АИ-100-К5-Евро). А в минувшем году здесь впервые в Беларуси выпустили топливо аналогичного стандарта 
с октановым числом 101.

Испытания опытно-промышленной партии бензина АИ-101-К5-Евро подтвердили высшее качество продукта и его соответствие всем необходимым параметрам и характеристикам. В обозримом будущем 101-й бензин поступит для реализации, в том числе и на экспорт. Совершенно очевидно, что потребители — а это в первую очередь владельцы автомобилей с мощными турбированными моторами, которые очень чувствительны к чистоте топлива, — оценят продукт по достоинству. Разработчики подчеркивают, что новая технологическая высота покорилась благодаря внедрению самых современных технологий и профессионализму коллектива.

Отдельно хотелось бы отметить такой сегмент продукции производства Мозырского НПЗ, как дизельное топливо: на заводе его выпускают шесть видов, из них пять видов зимнего с различной температурой фильтруемости. Дизтопливо марок ДТ-3-К5 и ДТ-А-К5 гарантированно обеспечивает устойчивую работу автотехники при температурах воздуха от минус 20 до минус 44 градусов. Оно не содержит вредные для двигателя разбавители. Секрет таится в уникальной технологии депарафинизации — удаление из топлива парафинов, которые и определяют предел текучести при низких температурах. При этом как дизтопливо, так и мозырский бензин, керосин содержат минимум сернистых соединений — менее 10 ppm продукции. Это важнейший показатель высокой экологической безопасности продукции.

Нынешние времена для белорусских предприятий уж точно не назовешь комфортными. Тем не менее в Мозыре не сомневаются, что их родной завод-гигант сохранит достойное место среди самых передовых нефтеперерабатывающих предприятий мира. 
ОАО «Мозырский НПЗ» уже пять раз отмечено премией Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

УНП 400091131
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter