Гордимся нашим!

Гости конференц-зала «СБ» обсуждают качество отечественной продукции
Покупатель голосует рублем. И далеко не всегда так, как того хочет производитель. Качественные отечественные товары зачастую проигрывают в сравнении с красиво упакованной импортной синтетикой. А ведь, купив любую заграничную безделушку, мы тем самым позволяем заработать не своим гражданам, а жителям других стран. Готовы ли они сделать то же самое для нас? Рынки многих государств сейчас закрываются от импорта под разными предлогами. Говорят даже о начинающейся мировой торговой войне!

Купленный белорусский товар — это наши рабочие места, это налоги, из которых платятся пенсии, это и наши зарплаты. Почему же покупатели часто отдают предпочтение импорту, не задумываясь о том, что это деньги, уходящие из страны? Должно ли государство оказывать поддержку отечественным предприятиям в их борьбе с иностранными конкурентами? И если да, то в какой форме?

Эти вопросы в конференц–зале «СБ» обсуждали заместитель начальника управления торговли Белкоопсоюза Владимир Автушенко, начальник управления качества и стандартизации Белкоопсоюза Инна Адамович, заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Анна Бурова, генеральный директор торговой компании «Милавица» Наталья Гайдученко, заместитель начальника управления продовольствия Минсельхозпрода Глафира Ермакович, заместитель директора ОАО «ЦУМ Минск» Федор Корбан, начальник отдела управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Минторга Татьяна Краснюк, домохозяйка Лариса Куксенкова, начальник отдела управления организации потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга Ирина Тимохова, заместитель начальника Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Тамара Усачева.

«СБ»: Что привлекает в белорусских товарах в сравнении с импортными — качество или цена?

А.Бурова: Я бы не ставила так вопрос. Потребителя всегда интересует соотношение между качеством и ценой. И не важно, белорусский товар на прилавке или импортный. Кроме, конечно, тех, кто придерживается определенной торговой марки. Правильно говорят, что покупатель голосует рублем. Что касается продовольственных товаров, то около 88 процентов продаж — отечественного производства. Почему? Из–за качества. Был период, когда в магазинах было, например, очень много импортных колбас. Прошло немного времени, покупатели сами разобрались, что к чему. Взять сыры — белорусские раскупаются в гораздо большем объеме. Говоря в целом о товарах народного потребления, если они высокого качества, их всегда будут покупать. Представитель «Милавицы» может подтвердить: несмотря на то, что у них не самый дешевый товар, и иногда дороже импортных аналогов, продающихся на рынке, однако он пользуется устойчивым спросом.

Л.Куксенкова: Преимущество наших продовольственных товаров в том, что в них нет такого огромного количества химических составляющих, трансгенных продуктов, различного рода синтетических добавок. И хорошо, что мы не достигли западного уровня в этом смысле. Соответственно наши продукты более натуральные и качественные. Вместе с тем у меня как у покупателя есть и некоторые претензии к производителям. Допустим, покупаю майонез и не могу найти дату изготовления... Возникает сомнение: может, хотят что–то скрыть? В результате производителю такого товара я не доверяю.

И.Адамович: У нас в стране действует стандарт, который обязывает производителя давать полную информацию о составе продукта, о применении пищевых добавок, ароматизаторов и др. Нужно только пользоваться предоставленным правом.

Л.Куксенкова: Что касается соотношения цены и качества, то качество я ставлю на первое место — это, прежде всего, здоровье. А цена, по–моему, должна соответствовать уровню платежеспособности населения.

Сам по себе лозунг «Покупайте белорусское!» хорош, но звучит, на мой взгляд, несколько неубедительно. Хотелось бы добавить — «мы гарантируем вам качество». Качественный товар — лучшая форма идеологии, воспитания патриотизма.

Ф.Корбан: Когда начались рыночные отношения, все бросились закупать импорт. Мы тоже заключили несколько контрактов с итальянцами и немцами. Реализовывали полученный товар более трех месяцев. А нам нужна была высокая оборачиваемость. В конце концов пришли к выводу: удобнее работать в основном с отечественными товарами. Мы это делали без всяких указаний сверху. Это сейчас есть, кстати, распоряжение Министерства торговли о том, что необходимо продавать не менее 70 процентов белорусских товаров...

А.Бурова: Не распоряжение, а рекомендация.

Ф.Корбан: Да, рекомендация. Так вот, сегодня среди швейных, трикотажных изделий удельный вес белорусских товаров составляет даже 85 — 90 процентов. Покупатели убедились, что наши товары не хуже импортных, а во многом превосходят их. Приведу такой пример. Был я как–то в Мурманске. Город портовый, импорта — завались. Однако покупатели ждали именно белорусские товары. По их словам, наша обувь, те же полуботинки «Белвест», в их климатических условиях служат до трех лет.

Л.Куксенкова: Да, у нас есть много обувных производств, магазинов. Однако проблема приобрести модную, удобную и качественную обувь пока остается все же нерешенной.

Иногда видишь в магазине импортную обувь и думаешь — для кого все это? Это обувь не для носки. Белорусское обувное производство, может, неплохое, но где оно? К сожалению, в Москве купить наши вещи легче, чем в Минске. Думаю, товары на экспорт должны уходить только после того, как обеспечен внутренний рынок. Я понимаю, имидж за рубежом, валюта — все это нужно, но и своих граждан тоже надо воспитывать хорошим вкусом, качеством. Чтобы не получалось так, что самое лучшее отправляем за рубеж, а сами фактически эту же валюту тратим, ввозя третьесортные товары. Какие–нибудь чипсы или йогурты на консервантах.

Ф.Корбан: Продавая и покупая товары белорусского производства, мы тем самым даем рабочие места, поддерживаем занятость. Но качество наших товаров должно быть высоким, а на прилавках хочется видеть широкий выбор и белорусских товаров, и импортных. Так как все познается в сравнении. Покупатель сам даст оценку.

Сегодня удельный вес продажи обуви отечественных производителей около 60 процентов. Наши фабрики используют хорошее сырье, обувь неплохого качества, правда, мало изящных, удобных моделей, которые хотел бы видеть покупатель.

Т.Краснюк: Качество продовольственных товаров, производимых у нас, в целом на высоком уровне. Требования Госстандарта по многим позициям у нас строже, чем за рубежом. Осуществляется постоянный контроль качества продовольственных товаров, по ряду продуктов питания введена обязательная сертификация и гигиеническая регистрация.

«СБ»: А какие ограничения есть на импорт?

Т.Краснюк: В целях поддержки отечественных производителей введено квотирование поставок отдельных товаров на внутренний рынок. Это мучные кондитерские изделия, шоколад, сухие молочные смеси для детского питания, маргарин, плодоовощные консервы, рыба прудовая и некоторые другие. Что касается импорта рыбы океанической, то и на нее введены квоты. Определен ряд импортеров, их довольно много, которые поставляют нам рыбу и морепродукты. Были времена, когда индивидуальные предприниматели привозили консервы, которые неизвестно где производились. И отследить было практически невозможно, где, на каком этапе появляется на нашем рынке порой очень и очень некачественная продукция.

Ф.Корбан: У нас все же недостаточно производится своей хорошей посуды, инструмента, игрушек, канцтоваров, радиоаппаратуры, спорттоваров и т.д. Без импорта пока никак не обойтись. Хотя, бывает, покупаешь импортную игрушку — внешне красивую, а качество ее никудышное, к тому же она имеет специфический запах...

И.Тимохова: Что касается игрушек, есть разница между тем, что попадает в магазины, и тем, что продается на рынках. По многим товарам сертификация и подтверждение соответствия обязательны только для торговых предприятий. Покупатели должны четко понимать, что на рынке гарантия качества заметно ниже. Взять, например, обувь. Жалоб и соответственно возвратов импортной обуви гораздо больше.

В.Автушенко: Покупая себе модную импортную обувь, я один раз обжегся. И сделал выводы. Теперь покупаю и ношу только отечественную.

Относительно ограничений. Все страны защищают своего производителя. Но должен заметить, что у потребителя должно быть право выбора. Ведь и его тоже нужно сегодня защищать.

Вводить таможенные пошлины стоит только в том случае, если импортный товар, хоть и «раскрученный», но низкого качества. В противном случае такая конкуренция действительно может подорвать экономику и усугубить финансовое положение нашего предприятия–изготовителя. А, с другой стороны, как стимулировать таких производителей, которые не стараются продвигать свою продукцию, не улучшают качество, а ждут только принятия закона о защите отечественного рынка?

Л.Куксенкова: Я слышала, что в некоторых странах одна и та же фирма производит три категории одного и того же продукта — высококачественного для внутреннего рынка, для экспорта в другие развитые государства и с наихудшим качеством — для вывоза в развивающиеся страны. Покупая импортное, мы должны сто раз подумать, стоит ли это делать.

И.Адамович: У нас покупателю гарантируется, что продукция наших предприятий будет и качественной, и безопасной. Конечно, можно спорить по поводу уровня качества упаковки и дизайна. У каждого свои представления о качестве. Лично для меня — это синоним безопасности.

А.Бурова: Кстати, у нас есть закон о качестве и безопасности пищевого сырья. То, что продукты у нас качественные, — это хорошо. Но скажу как потребитель, по–моему, Белкоопсоюз еще недорабатывает в упаковке и в подаче товара покупателю. Я очень люблю грузди, но когда вижу, как их продают из чана... Мне страшно их покупать. Не хватает нормальной упаковки?

И.Адамович: В нашей программе развития консервной отрасли предусмотрено увеличение производства продукции в новых нетрадиционных видах тары.

Т.Краснюк: Качество действительно у нас хорошее, но что касается расфасовки и упаковки, особенно по плодоовощным консервам, тут целый ряд проблем. Взять, к примеру, сок в трехлитровых банках... Хотя подвижки есть. Я считаю, предприятия Белкоопсоюза, сделаю им комплимент, в последнее время значительно улучшили и ассортимент, и упаковку.

И.Адамович: Мы выпускаем широкий ассортимент продукции в стеклянной банке с крышкой «твист–офф» (закручивающейся). И те же грибы — белые, маслята, грузди — уже идут в этой таре. Работаем над дизайном, используем современную самоклеящуюся этикетку, красочную в исполнении. До потребителя легче «достучаться» именно через внешний вид.

В.Автушенко: На самом деле, все не так просто. На это нужны средства и немалые. Это новые линии, которые сегодня стоят очень дорого и которые не так быстро окупаются. Хотя, обратите внимание, если еще каких–то 5 лет назад мы только пытались производить некое подобие импортных образцов упаковки, то сегодня, я считаю, уже есть некоторые достижения.

«СБ»: На Западе натуральный продукт становится редким и дорогим удовольствием. А мы, в погоне за красивой оберткой в угоду рекламе, не потеряем то, что у нас еще сохранилось?

И.Адамович: Да, вы правы. Наша продукция, даже внешне проигрывая, хотя не всегда — есть замечательные образцы — ценится из–за ее натуральности. К примеру, в состав многих наших томатных соусов входит томатная паста с добавлением пюре яблочного или сливового, но вы не увидите в них загустителя или стабилизатора. Нам удалось сохранить традиционные технологии, рецептуры.

Н.Гайдученко: Нужна золотая середина: хороший натуральный продукт — в красивой, практичной, легкой в утилизации упаковке.

Т.Краснюк: Еще раз подчеркну, что в последние годы наблюдается устойчивый спрос на отечественные продукты питания. Это говорит о том, что и качество хорошее, и внешний вид нашей продукции привлекателен для покупателя. Так, удельный вес продаж по стране в целом по продовольственным товарам равен 87,8 процента. Все это сложилось естественным образом. В то же время идет постоянное сокращение импорта колбасных изделий, сыров, масла животного.

Н.Гайдученко: Вот вы говорили о сыре. Сегодня импортный сыр стоит 40 тысяч за килограмм, а наш — десять. А когда разница в ценах четырехкратная, никакой конкуренции быть не может, — ясно, что выбирать! Это уже слишком протекционистская политика. Сохраняя конкуренцию, мы тем самым делаем более жизнеспособной свою промышленность, даем ей стимул развиваться.

Г.Ермакович: Согласитесь, по–настоящему качественный продукт можно изготовить только на хорошем оборудовании. Сегодня можно с уверенностью сказать, что многие предприятия нашей отрасли уже достигли европейского уровня по техническим, технологическим и другим параметрам. Что касается упаковки — любой каприз!

Думаю, что не должно быть и претензий к маркировке — устройствами для ее нанесения оснащены все заводы. Что касается пищевых добавок, совсем без них нельзя — колбаса, паштеты, консервы должны и храниться, и выглядеть при этом презентабельно. Тем, кто хочет выбрать максимально натуральную колбасу, лучше ориентироваться как раз не на внешний вид — она из крупнорубленого мяса, неяркая, сероватая.

В.Автушенко: Москвичи нашу продукцию хорошо знают и охотно покупают. Я бываю на ежегодных ярмарках в Восточном административном округе Москвы. Так вот: Могилевский мясокомбинат в день продает там около тонны колбасных изделий.

Г.Ермакович: По качеству у нас проблем нет. Взять ту же сгущенку. Мы производим ее из натурального молока, а в России из–за недостатка молока используют сухое обезжиренное. Это называется произвести «консерву из консервы»! По цене такая сгущенка дешевле, но качество оставляет желать лучшего. А на этикетке написано таким мелким шрифтом, что не каждый покупатель ее сможет прочесть. Поэтому желательно покупать сгущенку, произведенную по ГОСТу, а не по техническим условиям, несмотря на разницу в цене.

С другой стороны, нужно больше рекламы. Поэтому мы и проводим различные ярмарки, выставки в Москве, Санкт–Петербурге.

«СБ»: А какие наши непродовольственные товары могут конкурировать с импортными?

Ф.Корбан: В ЦУМе из всего объема продаж на товары нашего производства приходится по детской одежде 85 процентов, мужской — 84, женской — 89 процентов. А вот продукция часового завода «Луч» мало пользуется спросом. Мы реализуем только 25 процентов часов отечественного производства, а 75 процентов приходится на импорт. Наши плохо обновляются, по внешнему виду не сравнимы с импортными. Школьно–письменных и канцелярских товаров белорусского производства у нас реализуется только 25 — 30 процентов, а остальные — завозные. По бытовой технике, радиотехнике мы еще слабо конкурируем. Хотя положение, конечно, с каждым годом меняется.

И.Тимохова: Есть у нас продукция, пользующаяся устойчивым спросом за пределами страны. Мебели на экспорт поставляется свыше 70 процентов от объемов производства, столько же обоев, ковровых изделий, более 80 процентов корсетных изделий, плитки керамической, плит газовых, холодильников и т.д.

А.Бурова: И есть национальные производители, способные сегодня на равных конкурировать с зарубежными. Это наши торговые марки, известные в России, во многих других странах: телевизоры, холодильники, белье и многое другое. Думаю, когда наши фирмы научатся по–настоящему работать с рекламой, количество таких товаров будет расти.

Н.Гайдученко: У нас — хорошие товары, прекрасная легкая промышленность, осваиваются современные технологии, есть доступ к новым материалам. Сегодня мы участвуем в международных выставках, что дает новый импульс развитию. Потенциал хороший. Но при сегодняшнем взаимоотношении промышленности и торговли мы сталкиваемся с тем, что на прилавках часто видим одно и то же. И мне покупатели иногда говорят: «Все хорошо, очень люблю вашу продукцию, но хочется чего–то новенького».

А посмотрите, какое разнообразие ассортимента дают в Бресте небольшие фирмы, зарегистрированные в СЭЗ! Вот к чему надо стремиться. Большие предприятия, как правило, работают на эффекте масштаба, что удешевляет продукцию. Но только на этом далеко не уедешь.

Если брать опыт Запада, кто там определяет ассортимент? Только торговые сети, такие как «Маркс-энд-Спенсер», «Си-энд-Эй» и т.д. В их составе есть дизайнерские центры, которые разрабатывают коллекции и под своей маркой заказывают их у предприятий. Безусловно, у нас это потребует определенной перестройки, но в этом есть перспектива.

«СБ»: А с чем больше конкурируют наши предприятия — с импортом или между собой?

Т.Усачева: Не сложилась у нас еще в целом полноценная конкурентная среда. Хотя на примере мясомолочной отрасли у нас, хочу сказать, предприятия конкурируют больше между собой, чем с поставщиками импорта.

А.Бурова: Вообще от конкуренции выигрывает только потребитель и укрепляется национальный производитель.

Т.Усачева: Многое зависит от позиции руководителя — как сориентировать производство, как правильно выбрать направление развития. Сегодня, как говорят, кто не успел, тот опоздал. Государство идет навстречу отечественному производителю, предоставляя льготные кредиты, создавая благоприятную среду для развития, разработки инвестиционных проектов. Техническое перевооружение ведь недешево — одна линия для производства сыра, например, стоит до 5 млн. евро.

Подвижки в этом направлении есть. Появляются у нас свои торговые марки, чего раньше не было. «Савушкин продукт», например, известен далеко за пределами страны. Такие предприятия сами развивают товаропроводящую сеть, находят и устанавливают постоянные контакты с торгующими организациями. Совместно проводят рекламные акции. Одним словом, завоевывают рынок.

И.Тимохова: Зачастую наши товары не раскупают не потому, что они хуже, а потому, что покупатели не знают преимуществ этих товаров. Вот если, к примеру, дать рекламу, что в продукции Белкоопсоюза все натуральное, нет вредных консервантов, не добавляются, скажем, крахмал, химические красители и т.д. Как отреагирует потребитель? Понятно, как... Правда, приходится часто сталкиваться с тем, что у производителей не хватает средств на хорошую рекламу.

И.Адамович: Крупные солидные компании постоянно тратят на рекламу громадные суммы. Это дорогое удовольствие. Тратят не потому, что у них некачественная продукция, просто современный рынок так устроен. Расчет на психологию потребителя. Конкурировать с импортом приходится не только в производстве товара, но и в рекламе.

А.Бурова: Когда был дефицит, мы покупали все, что попало. Вспомним прилавки магазинов 15 — 17 лет назад. Пару сортов сыра, колбасы нет, консервы, мясо — одни кости с сухожилиями. Если раньше было трудно купить товар, то теперь при таком изобилии на прилавках вопрос, скорее, в том, как найти деньги, чтобы купить все, что нравится. Выбрать и не ошибиться. Пусть на прилавках будет всякий товар — и свой, и импортный, чтобы стимул был у производителя улучшать качество и оформление товара, чтобы не воспитывать ту старую тягу ко всему заграничному, как было когда–то в советские времена. А когда товара много, то именно производитель, а не торговля должен убедить покупателя, почему именно его товар надо купить.

У нас есть нормативы затрат на рекламу. Я неоднократно выступала в Парламенте, чтобы или снять ограничения, или увеличить количество средств, которые разрешено расходовать на эти цели. Уже сняты ограничения на телевизионную рекламу на белорусских каналах, где государство — основной собственник. А ведь стоит отметить, что у многих известных зарубежных фирм доля затрат на рекламу может составлять и половину от всех расходов.

Н.Гайдученко: А у нас затраты на нее лимитированы законом и составляют до 5 процентов стоимости товара. Если условия позволяют, почему не потратить больше? На Западе такие расходы на продвижение товара, как создание торговых сетей, маркетинг, изучение рынка, реклама, составляют, как уже говорилось, до сорока и более процентов. Я понимаю, что это дорого. На телевидении реклама, например, стоит многие тысячи долларов. А сколько стоит рекламный материал в «СБ», если там тираж полмиллиона? А ведь можно и это делать. Не думаю, что там такие большие расценки.

«СБ»: Не за горами вступление нашей страны в ВТО. Готовы ли к этому наши предприятия?

А.Бурова: Конечно, нам надо думать об этом уже сейчас. Ведь тогда появится гораздо больше импортных товаров по вполне конкурентоспособным ценам.

Т.Усачева: Сегодня, в преддверии вступления в ВТО, государство оказывает и будет оказывать помощь товаропроизводителям, чтобы обеспечить безболезненное вхождение в мировой рынок, подготовить к условиям более острой конкурентной борьбы. Важно сохранить и укрепить стратегически важные отрасли. Для этого государство активно поддерживает процесс технического переоснащения сельскохозяйственного производства и предприятий перерабатывающих отраслей.

А.Бурова: «Горизонт» и «Витязь» могли бы погибнуть, если бы государство в свое время не оказало им помощь, предоставив налоговые льготы. А вообще, у нас действует закон о торговле, где предусмотрены такие виды поддержки, как, например, формирование товарных резервов, проведение закупочных и товарных интервенций. В прошлом году был принят закон о защите экономических интересов Беларуси при осуществлении внешнеторговой деятельности. Допустим, крупная иностранная фирма намерена поставлять нам товар с целью завоевания рынка. Для этого она будет продавать товар ниже себестоимости. После того как наше производство развалится, эта фирма спокойно поднимет цены. Так уже было в России, где в результате такой политики некоторые отрасли пришли в упадок. Мы должны быть готовы и к такому развитию событий.

И.Адамович: У нас разработаны программы развития отраслей промышленности, где вопросы повышения качества и конкурентоспособности продукции, расширения ассортимента на основе реконструкции и технического перевооружения производства занимают важное место. При этом обязательно нужно сохранить свою сырьевую базу и развивать производство и переработку традиционной для наших широт продукции. Она всегда будет востребована покупателем.

Л.Куксенкова: Меня беспокоит, выдержат ли наши производители и потребители наплыв западных товаров, в том числе продуктов питания, после вступления в ВТО. Если мы будем вводить только ограничительные барьеры, это многим не понравится, и не только в нашей стране. Поэтому нужно повышать общую информированность населения, повышать потребительскую культуру. Главное — рассеять то заблуждение, которое сегодня господствует еще в сознании массового покупателя, что все импортные продукты питания по определению лучше отечественных. Естественно, право выбора у них никто не отнимет. Только выбор должен быть осознанным. Информированность покупателя будет этому способствовать.

«СБ»: В таком случае ответьте, пожалуйста, — может, даже вопрос покажется вам парадоксальным — а специальные законы не появятся, обязывающие покупать только белорусское?

А.Бурова: Нет, конечно. Мы приняли, считаю, очень хороший закон о защите прав потребителей. Там говорится и о маркировке товара, о том, что должно быть указано на товаре, т.е. весь обязательный перечень информации о продукции. И в том числе, чтобы надписи были читаемыми. А также, чтобы указывался полный перечень сырья и добавок и сообщалось о наличии в составе генетически модифицированных компонентов.

Л.Куксенкова: Правильно, государство должно стремиться сегодня к тому, чтобы укреплять, а не подрывать доверие покупателя. Я доверяю сегодня нашему государству. Не знаю почему, но у меня сложилось убеждение, что государство меня как потребителя защищает. Хотя в прошлые времена я так не считала. Сейчас гораздо чаще покупаю в государственных магазинах, чем на рынке.

Н.Гайдученко: Сам лозунг «Купляйце беларускае!» я поддерживаю, но считаю, нельзя делать его в повелительном наклонении. Как, например, «Любите лес!» и тому подобное. Хочется, чтобы он был, так сказать, в побуждающем наклонении. Нельзя заставлять человека что–то любить!

А.Бурова: Я недавно видела на кольцевой дороге на обочине выложено из камней «Мы вас любим!».

Н.Гайдученко: Вот это подействует! А когда тебя что–то заставляют делать, это, наоборот, вызывает отторжение. Но саму идею я поддерживаю полностью. Мы должны гордиться белорусским!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter