Что представляет собой красная зона больницы сегодня

Гордимся героями в белых халатах

Уже больше года мы живем с коронавирусом. Сейчас понятно, с чем имеем дело. Многие переболели ковидом. Кто-то сделал прививку. Однако давайте вернемся к началу истории под названием «Пандемия». Какой путь пройден? Что стоит за выверенными действиями медицинских работников? Чего ждать в будущем? Об этом беседа с сотрудниками 5-й городской клинической больницы Минска, с теми, кто оказался на передовой в борьбе с эпидемией и кто не мог попасть домой сутками из-за огромного наплыва пациентов.

Год назад: вереницы скорых, очередь на КТ

Март 2020 года. В Италии быстро растет количество заболевших. Карантин ввели Англия и Израиль. Общенациональный режим чрезвычайной ситуации в США. Франция закрыла кафе, рестораны, кинотеатры, музеи… 

Главная медсестра 5-й минской больницы Светлана Колбенева, человек, уважаемый и врачами, и подчиненными, и пациентами за профессионализм и готовность всегда прийти на помощь, говорит, что тревожные настроения среди своих медсестер пресекала тогда на корню: 

Светлана Колбенева, человек, уважаемый и врачами, и подчиненными, и пациентами за профессионализм и готовность всегда прийти на помощь.

— Новости о том, с какой скоростью распространяется болезнь за рубежом, не пугали, скорее отрезвляли. Было очевидно, что дойдет и до нас. Но все задавались вопросом: какие действия дадут максимально положительный эффект? 

Первая волна стала для всех испытанием на прочность. И большинство эту проверку выдержало. Светлана Дмитриевна, которая более трех десятков лет в профессии, говорит, что для нее было крайне важно сохранить большую медицинскую семью. Когда коллеги спрашивали, что делать, ответ был лаконичен: 

— Надо бороться. Кто, если не мы. Мы должны выстоять. Я говорила и говорю это всем. Медик — это призвание. Люди надеются на нас. Как мы можем их подвести? 

Чистую и грязную зоны разделяет плотный зеленый завес. По ту сторону врачи и медсестры каждый день борются с вирусом. Чтобы выйти из грязной зоны, каждый должен пройти дезинфекцию.
Третьего марта прошлого года больница закрылась на карантин. Работали только с ковидными пациентами. Закупали противочумные костюмы, респираторы, перчатки, плотные бахилы. 

— Мы бронировали по всем магазинам строительные костюмы из спанбонда. Были маски «Алина» — это плотные респираторы, ими закупались, — говорит главная медсестра. — Была помощь от Минздрава. Я помню, как неравнодушные люди сами доставляли нам экипировку. Звонили: «Мы вам сейчас привезем маски». Через час еще звонок: «Везем костюмы». У меня на глазах в этот момент были слезы радости. Я поняла, что мы не одни, нас поддерживают и нам помогают. Это дало такой мощный заряд энергии для борьбы. 

Шел поток больных с высокой температурой, сухим кашлем. Нужны были койки. На полгода раньше открыли новый корпус на 330 мест. Буквально за считаные дни медперсонал во главе с главной медицинской сестрой навел здесь порядок, составил график постовых дежурств, разграничил чистые и грязные зоны, организовал санитарные пропускники. 

«Худели в противочумных костюмах от жары»

Сейчас в больнице лежит 244 человека с коронавирусом. Месяц назад их было 330… При этом подключены к аппарату искусственной вентиляции легких 11 пациентов. 

На часах 8:30. Светлана Дмитриевна уже час как в больнице. Говорит, перед началом рабочего дня нужно владеть информацией, что произошло за ночь, как себя чувствуют пациенты. Она привыкла так приходить. И уходить после шести тоже. Да и выходные частенько перестали быть выходными. 

— Сейчас санитарочки закончат уборку в палатах, — ласково говорит она о подчиненных, — и пойдем.

Перед тем как идти в красную зону, Светлана Дмитриевна выдает нам с фотографом специальное «антиковидное обмундирование», в котором медики уже за год привыкли работать. Сначала надеваем противочумный костюм, бахилы, медицинскую шапочку…

— Вы надевайте респиратор на свою маску, — советует главная медсестра. — Ведь неизвестно, с какой стороны на вас может кто чихнуть…

Далее — две пары перчаток. Главное, чтобы не было незащищенных участков тела. И последний штрих — щиток. Теперь мы готовы войти в ковидный «мир».

В коридорах встречаем санитарок, медсестер, врачей. Из-за щитков, очков, респираторов практически невозможно понять, кто есть кто… Правда, у каждого на костюме написаны фамилия, имя, у кого-то имя и отчество.

С шести до семи утра постовые медсестры должны измерить температуру у пациентов, сатурацию, дать необходимые лекарства и подготовить палату к приходу дежурного врача. Татьяна Сосункевич 25 лет проработала в больнице медицинской сестрой. О первой волне вспоминает так: 

— Перестраивались с трудом. В противочумных костюмах летом невыносимо жарко. Похудели все знатно… Люди поступали по скорой. У них была большая тревожность. Со страхом могли справиться не все. Их нужно было успокоить. 

Медики, работающие с КТ, в первую и вторую волны принимали пациентов каждые десять минут.

Мы со Светланой Дмитриевной подошли к кабинету, где делают КТ. В очереди два пациента:

— На одного человека уходит 10—15 минут. В первую и вторую волны людской поток был большой, — рассказывает рентген-лаборант Ольга Василевская. — Порой не было даже времени перекусить. 

А еще медсестры работали с «наэлектризованными» очередями. Важно было дать всем понять, что никто не будет обойден вниманием. 

— Мы — лицо больницы. Поэтому старались вести себя так, чтобы пациенты чувствовали, что они в надежных руках. Иногда человеку тяжело не столько физически, сколько психологически. Вот сидит бабушка, жалуется на здоровье, но давление, сатурация в норме. Поговоришь с ней, подержишь за руку, скажешь хорошие слова — и она расцветает, — говорит Светлана Дмитриевна. 

Успокаивать пациентов медсестрам приходится постоянно, особенно постовым. Именно они принимают прибывших на лечение. 

— Пациентов у нас всегда немало, а во время пандемии стало еще больше, причем тяжелых. Нагрузка возросла в 2—3, а то и в 4 раза. Ковидникам требуется больше внимания. Сейчас часто поступают именно ночью, — рассказывает постовая медсестра Светлана Бронина, которая посвятила больнице 34 года своей жизни. — Летом работы становится еще больше. Чаще нужно менять постельное белье, матрасы. 

Заметила, что некоторые медсестры в защитных очках, а некоторые в щитке. Почему так, спрашиваю у Светланы Дмитриевны:

— Очки более плотно прилегают к лицу. Их надевают те, кто работает напрямую с больными и кровью, — процедурные сестры. 

Процедурные медсестры готовят капельницы.

Занимаем прон-позицию

10:00. Медсестры заканчивают развозить капельницы. Пока их ставят, Светлана Дмитриевна обходит палаты. Важно, чтобы все соблюдали правила, лежали в позе, при которой легче дышать.

— Главное, это прон-позиция! Давайте я вам помогу подвернуть правильно под грудь подушку, — суетится рядом с пациенткой Колбенева.

В соседней палате все лежат как надо.

— Молодцы, девочки! — говорит главная медсестра бодрым голосом. — Как вы тут? 

— О, миленькая, спасибо вам большое, — благодарит со слезами на глазах пенсионерка Алла Пузанова. — Если б не вы, не знаю, что с нами было бы… 

Она попала сюда с температурой 39,4 неделю назад. Женщина задыхалась. Сейчас состояние улучшилось.

— Вы напишите, что это золотые люди, — просит нас пенсионерка. — Мы все им безмерно благодарны.

Наш путь лежит дальше. Поднимаемся в отделение реанимации. В одной из палат идет консилиум.

— Туда мы не пойдем, — останавливает главная медсестра фотографа, который уже успел направить объектив камеры на собравшихся вокруг больного врачей. — Они обсуждают состояние тяжелобольного пациента, решают, как продолжить лечение. 

В основном в этом отделении находятся пожилые люди, у которых, кроме ковида, букет хронических болезней. В больницу чаще попадают те, кому за 35. 

Смены медсестер здесь длятся в основном по 12 часов. После окончания рабочего дня предстоит процесс «избавления» от костюма, который за день успел стать второй кожей. 

— В шлюз заходим по одному, — учит нас Светлана Дмитриевна. — Сначала дезинфицируем перчатки, затем снимаем щиток и кладем в раковину. Шапочку и респиратор утилизируем. 

Следующий шаг — расстегиваем костюм. Главное, перчатками не касаться внешней стороны одеяния. Вместе со штанинами одновременно стягиваем бахилы. Остались перчатки. Аккуратно снимаем их и выбрасываем. Костюм — на вешалку и под бактерицидную лампу. 

Казалось бы, простой алгоритм, но у нас он занял достаточно много времени. Опытные медики с экипировкой справляются за считаные секунды. 

«Забыли, что такое отпуск»

Ковид сплачивает людей. С кем бы из медперсонала мы ни общались, все повторяют, что больница — это семья, которую общая беда сделала еще более сильной и дружной. Они научились жить в эпицентре вируса. Первую волну выдержали практически все. Болеть начали позже. Об отпуске и стабильном рабочем дне никто и не вспоминал… 

— У многих было перегорание, потому что постоянно на ногах, пациентов много, работы много… И уже после первой волны некоторые брали отпуск хотя бы на пару дней, максимум — на неделю. Надо было восстановиться, — вспоминает Светлана Дмитриевна.

Главная медсестра до сих пор не была в отпуске. 

— Когда закончится пандемия, тогда и пойду, — заключает она. — Рано расслабляться. Я понимаю, что люди устали от запретов и масок. Но медики тоже устали. А если элементарные правила будут соблюдаться большим количеством людей, тогда с пандемией мы сможем справиться быстрее.


КОМПЕТЕНТНО

Михаил Назарчук, главный врач 5-й городской клинической больницы Минска:

— Наше государство оказало сильную поддержку медицинской сфере и вложило необходимые средства для того, чтобы мы вели достойную борьбу с вирусом. Чего стоит досрочное открытие в нашей больнице нового корпуса на 330 мест. Палаты оснащены необходимым оборудованием, точками кислородной поддержки, мониторной техникой, пациентам предоставлены телефоны с короткими номерами, что позволяет держать связь с врачами в круглосуточном режиме. В новом корпусе созданы все условия для лечения пациентов как легкой степени тяжести, так и для оказания интенсивной терапии. 

Есть палаты на два, три, четыре человека. На каждом этаже по два сестринских поста. То есть нашим сотрудникам гораздо легче контролировать пациентов, оказывать им помощь. В июне 2020 года нам доставили компьютерный рентгеновский томограф. Все это позволяет эффективно противостоять пандемии.

Большое внимание уделяется и соблюдению необходимых мер безопасности для медперсонала. Разграничены чистые и грязные зоны, созданы шлюзы и санитарные пропускники. Накоплен огромный опыт оказания медпомощи пациентам с COVID-19. И то, как мы проходим ковидные волны, говорит в целом о правильности государственного курса по развитию медицинской отрасли. За время работы в пандемию мы испытали массу эмоций: и горечь потерь, и радость побед, но никогда — ощущения, что нас бросили. 

Благодаря слаженной работе врачей, медсестер больнице удалось справиться с тем периодом, о котором никто из нас не хочет вспоминать.

ЗАХОДИТЕ НА ПРИВИВКУ

С 14 июня на базе больниц Минска организована работа пунктов вакцинации против инфекции COVID-19. Сделать прививку против коронавируса можно в больницах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, а также в Больнице скорой медицинской помощи.

В наличии имеются российская вакцина «Гам-Ковид-Вак» («Спутник V»), упакованная на РУП «Белмедпрепараты», и китайская инактивированная вакцина против SARS CoV-2 (Vero Cell).

С собой нужно взять лишь документ, удостоверяющий личность, а также хорошее самочувствие. Место постоянной или временной регистрации в паспорте вакцинируемого значения не имеет — препарат доступен и жителям Беларуси, и зарубежным гражданам. А вот насчет порядка введения двух компонентов правило неукоснительное: где человек получил первую дозу препарата, там же должен получить и вторую.

Процедура приема пациентов в больничном пункте стандартная: медицинский осмотр (измерение температуры тела, сбор эпидемиологического анамнеза, измерение сатурации, осмотр зева), заполнение письменного информированного согласия на проведение вакцинации против COVID-19, получение разрешения на прививку.

Медики, как и положено, предлагают после проведения прививки 30 минут побыть неподалеку — вдруг резко проявятся побочные эффекты. 

Если после второй части прививки нужен будет сертификат о вакцинации, нужно лишь внести в кассу платных услуг около 5 рублей.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter