Гордейчик: проблема постправды не может быть решена лишь разрозненными усилиями

 Проблема постправды не может быть решена лишь разрозненными усилиями чиновников-контролеров, добросовестных политиков, идеологических работников либо журналистов, а только сообща. Об этом заявил Александр Гордейчик, директор НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте во время выступления на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне».

Фото  pixabay.com

Эксперты обсудили роль традиционных и новых СМИ в повышении качества работы органов местного управления. Было подчеркнуто, что данная тематика предметно обсуждалась с учетом установок и поручений Президента, в том числе высказанных Главой государства на состоявшемся 31 мая совещании по вопросу совершенствования информационной политики.

Александр Гордейчик, говоря о современных тенденциях развития масс-медиа, сообщил:

- В XXI веке практически ежесекундно образуются обширные информационные потоки, в которых людям становится все сложнее ориентироваться, различая действительность и вымыслы. Сегодня Интернетом охвачена треть населения Земли (67%), социальными сетями – более половины (58%), сообщается в исследовании Digital–2022 Global Overview Report. При этом всего за год число пользователей социальных сетей, мессенджеров выросло на 10% (+424 млн). Современный человек зачастую проводит в Интернете до 7 часов в сутки, на просмотр телевидения (в том числе и интернет-видео) уходит порядка трех с половиной часов, на социальные сети – два с половиной часа.

По словам эксперта, окружающие нас непрерывные потоки информации далеко не всегда могут быть полноценно обработаны их потребителями:

- В этом отношении следствием информационного перенасыщения выступает постправда. Не желая тратить время и силы на критический анализ сообщений и комментариев, многие люди зачастую идут по пути наименьшего сопротивления: предпочтение отдается той информации, которая соответствует мировоззрению читателя, телезрителя либо пользователя Сети. Новейшие инструменты политического маркетинга помогают создавать точный психологический портрет практически любого интернет-пользователя на основе анализа «следов», оставляемых им в социальных сетях и Интернете.

Такая ситуация создает широкие возможности для фейков, уверен директор НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте:

- Технологии фальсификации контента достигли небывалых высот, повышая требования к профессионализму журналистов. К примеру, на сайте Generated.Photos за 250 долларов в месяц искусственный интеллект может сгенерировать 1000 уникальных фотопортретов людей, которые никогда не существовали. Колоссальные возможности для манипуляций также создает вмешательство в алгоритмы поиска и выдачи информации из Глобальной сети.

Именно поэтому информация сегодня – наш стратегический ресурс, подчеркнул Александр Гордейчик:

- Пресса формирует образ власти, отношение людей к политическим и экономическим процессам в стране. Очень важно доносить до людей взвешенную и достоверную информацию, сознавая всю меру ответственности за каждое печатное и эфирное слово, за каждый пост в глобальной Сети. 

Бороться с фейками можно только сообща, уверен Александр Гордейчик:

- Проблема постправды не может быть решена лишь разрозненными усилиями чиновников-контролеров, добросовестных политиков, идеологических работников либо журналистов. Ни в одной стране мира даже самое совершенное компьютерное приложение по распознаванию фейков не будет успешно работать, если ее граждане не будут обладать целостным представлением о национальной идентичности, культурных и духовных корнях народа, ключевых этапах развития страны. В Беларуси региональная информационная политика должна не просто дополнять сказанное на республиканском уровне, но и включать в себя яркие, по-настоящему интересные для граждан проекты с учетом специфики области, района, города.

Директор НИИ назвал три важнейшие функции, которые призваны выполнять местные масс медиа:

- В качестве аккумулятора общественного мнения – служить трибуной для выражения интересов различных слоев нашего общества. В качестве мобилизующей силы – активно привлекать граждан к участию в решении актуальных проблем. В качестве контролера – выявлять случаи злоупотребления властью, заставлять государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед народом.

Он подчеркнул, что одновременно нужно делать особый акцент на идее солидарной ответственности самого гражданина за удовлетворение личных потребностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter