«Горбатого» никто не исправит?

В поисках автосервиса для «Запорожца»
В поисках автосервиса для «Запорожца»

Автомобиль нынче из удобного средства передвижения превращается если не в роскошь, то уж точно в некий модный аксессуар. Горе тому автовладельцу, у которого в машине отсутствуют антиблокировочная система, климат–контроль или кожаный салон. Особо продвинутые собратья удостоят его разве что снисходительной ухмылки. Пусть даже под капотом у вас томится табун отборных орловских рысаков. Словом, настоящая ярмарка технического тщеславия! И вот, представьте, среди этого «фестивального» автомобильного сумасшествия вдруг раздается робкий голос водителя, взволнованного отнюдь не проблемами эргономики подушек безопасности в представительском БМВ.

— Я — инвалид II группы, — рассказывает пенсионер из Гомеля Евгений Царенков, — имею автомобиль «Запорожец–968М», который мне необходим как воздух. Машину я очень берегу (на ней нет даже ни одной царапины) и езжу только летом. Но автомобиль есть автомобиль — он подвержен естественному износу и требует технического обслуживания. Работы, которые мне под силу, выполняю сам. Однако, например, проверка развала–схождения колес, регулировка рулевого управления и момента зажигания требуют вмешательства профессионалов. Раньше, скажем, у нас в Гомеле техобслуживанием «Запорожцев» занимались на СТО–1 по улице Федюнинского. А сейчас там говорят: «Запорожцы» на техобслуживание не берем, нас лишили лицензии». Частники же и вовсе издеваются: «Дед, разгони свою иномарку и сбрось с обрыва». А мне, может, мой красавец «Запорожец» в сто раз дороже, чем другому «Мерседес»! Как быть таким, как я? Ведь нас в Беларуси еще очень много...

А действительно — не одними же «Ниссанами» да «Вольво» жив нынче автомобильный рынок в Беларуси. Для многих пожилых людей ставшие в свое время поистине народными «Запорожцы» продолжают оставаться верными и незаменимыми помощниками. Есть ли кому–нибудь до них дело?

Судя по всему, на легендарных «горбатых» и «ушастых» в нашем стремительно меняющемся мире тюнингованных авто давно махнули рукой. По крайней мере, когда я попытался отыскать в Минске хоть одну станцию техобслуживания, готовую взяться за ремонт «Запорожцев», уткнулся в тупик одинаковых ответов: «Запорожцы» на обслуживание не берем», «ЗАЗы не ремонтируем». И это в столице, да еще при том, что я намеренно обращался именно на те СТО, которые специализируются на продукции бывшего советского автопрома. Потом знающие люди подсказали адресок: автосервис на улице Брестской, 2. Дескать, там до недавнего времени детищами запорожских автопроизводителей не брезговали. Увы, и здесь диспетчер ничем не смогла меня порадовать:

— Нет, «Запорожцами» мы больше не занимаемся. Действительно, раньше такие услуги оказывали. Но после того как уволился специалист по ЗАЗам, эту деятельность пришлось свернуть...

Тогда я отправился к так называемым гаражным мастерам — может, хоть они окажутся более гибкими и согласятся помочь в починке гипотетически буксующего сцепления? Но уже первый автослесарь развеял все мои надежды:

— Теоретически за «Запорожец» я взяться могу — в конце концов, конструктивно он не сложнее любой иномарки, которую приходится ставить на колеса. Вот только скидок за работу сделать не смогу, я же не благотворительная организация, меня мои руки кормят. Но согласится ли обладатель «Запорожца» отдать за комплексный ремонт сумму, эквивалентную стоимости самой машины?

Все же я решил не сдаваться и отыскал Белорусский клуб любителей автомобилей ЗАЗ «Запорожець–ретро». Лидер клуба Олег Панкратов был, пожалуй, первым, кто вселил в меня хоть толику оптимизма:

— Наш клуб существует всего несколько лет, поэтому насчитывает не так уж много членов. Но, конечно, мы стараемся помогать друг другу. Например, по просьбе ребят из Гродно, где для «Запорожцев» труднее купить запчасти, чем в Минске, находим нужные детали и передаем. Кроме того, мы постоянно общаемся между собой и подсказываем решение тех или иных технических проблем. Плюс на минских авторынках несколько торговцев специализируются на продаже запчастей для «Запорожцев», причем для той же модели «ЗАЗ–968М» у них можно найти даже достаточно новые детали. А вот что касается ремонта — в Минске есть два частных мастера, которые «лечат» «Запорожцы» за вполне божескую плату. В других же городах нужно искать универсальных мастеров...

Словом, действительно нелегкие времена нынче переживают поклонники классической украинской «иномарки». Но как–то все же выкручиваются, не торопясь сдавать в утиль своих любимцев. Это подтверждает и начальник производственно–технического отдела РУСП «Белтехосмотр» Александр Калита:

— Основные проблемы, которые выявляются при техосмотре, — неисправности в тормозной системе, рулевом управлении, несоответствие экологическим параметрам. Однако все сейчас стараются к техосмотрам готовиться тщательно. И «Запорожцы» в этом смысле не исключение. Если хозяин ЗАЗа следит за своим авто, шансы пройти техосмотр у него ничуть не меньше, чем у владельца нового «Крайслера». Впрочем, для «пожилых» автомобилей никаких послаблений сделать невозможно: ГОСТы для всех одинаковы. В конце концов, любой автомобиль является средством повышенной опасности, и либеральничать в данном случае — значит потенциально провоцировать неприятности на дороге.

Что ж, остается пожелать почитателям ЗАЗов «искать и не сдаваться». А может, на их мытарства все же обратят внимание и в профильных учреждениях?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter