«Горбатого» «изобрел» Хрущев, выиграла мама Путина, а оценил Джемс Бонд

55 лет назад выпущена первая партия легендарных автомобилей «Запорожец» — «ЗАЗ-965»
Как его только не называли: «горбатый», «ушастый», «мыльница», «чебурашка», но владельцы сходятся в одном — в СССР равных «Запорожцу» по доступности, экономичности и проходимости автомобилей просто не было. Весил всего 610 килограммов, максимальная скорость — 90 километров в час, бензобак — на 30 литров. На его базе созданы десятки модификаций, среди которых «Таврия», «Дана», а последним потомком стала «Славута». Эту модель прекратили выпускать в 2011 году из-за требований Евросоюза, куда стремится попасть Украина. За это время автомобиль не только стал героем многочисленных анекдотов, но и приобрел огромную армию поклонников даже за рубежом.


ИНТЕРЕСНО, что путь «Запорожца» на конвейер начинался в марте 1957 года в… Лондоне. На заседании общества инженеров-механиков представляли доклад главного конструктора итальянской фирмы «Фиат» Данте Джакоза, посвященный получившему огромную популярность в Европе мини-автомобилю «Фиат-600». Среди слушателей в зале находилась и советская делегация во главе с министром автомобильной промышленности СССР Николаем Строкиным. 

Причиной появления делегации в Лондоне была новая идея Никиты Хрущева, решившего обогнать Америку и по количеству автомашин на душу населения. Свои конструкторы не справлялись, и выбор пал на фиатовскую новинку. Вскоре обширный доклад лег на стол к Хрущеву, и тот принял решение о массовом выпуске в СССР машины, «доступной широким массам». ЦК подготовило соответствующее постановление. 

Сам же «Запорожец» рождался мучительно долго. Первый опытный экземпляр вручную собрали на Московском заводе малолитражных автомобилей, позже автозаводе имени Ленинского комсомола. У машины не было даже названия, она условно именовалась «модель 444». Но на предприятии готовились к выпуску «Москвича-407», и для будущего «Запорожца» попросту не хватало площадей.

Правительство СССР решило переместить производство на одно из украинских предприятий. За право изготавливать малолитражку боролись Киев, Белая Церковь, Днепропетровск, но победило Запорожье. Базовым стал завод «Коммунар», выпускавший до этого сельскохозяйственную технику. Двигателями должен был обеспечивать Мелитопольский моторный завод, который специализировался на дизелях для судов.

Советские специалисты достаточно плотно поработали над «Фиатом», учитывая качество дорог: укрепили кузов, усилили коробку передач, усовершенствовали подвеску. Больше всего хлопот доставило размещение двигателя. На «Фиате» движок стоял впереди и охлаждался водой. Для «Запорожца» же использовали двигатель, разработанный для военных амфибий, правда, куда меньшей мощности. Поэтому и очутился он сзади, поближе к ведущим колесам. «Горб» у «Запорожца» вырос как раз из-за габаритов двигателя — пришлось увеличивать обводы кузова. Ну а багажник «переехал» в переднюю часть, что поначалу очень удивляло не только обычных граждан, но и самих автовладельцев.

В июле 1960 года один из опытных образцов повезли на смотрины в Кремль, чтобы его смог лично оценить первый секретарь ЦК КПСС. Хрущев остался доволен новинкой, назвав ее «хорошим подарком трудящимся».

МАШИНЫ вмиг расходились по «очередникам». В те годы личный автомобиль был настолько желанной вещью, что владельцы «зазиков» прощали им все недостатки: шумный и маломощный мотор, маленький багажник, тесный салон и небезопасные двери с задней навеской. 

Первый «Запорожец» стоил 1200 рублей, кстати, вдвое дешевле «Жигулей». За такие деньги в СССР можно было купить 9 черно-белых телевизоров, цветных еще не выпускали, 7 холодильников марки «ЗИЛ», 500 банок икры или 1000 бутылок водки. Правда, даже имея деньги, приобрести автомобиль было ох как непросто. Не имея нужных связей, очередь растягивалась иногда на годы.

Около 350 тысяч «горбатых» «ЗАЗ-965» и «ЗАЗ-965А» произвели с 1960 по 1969 год. Позже появились другие модели, архаичные по своей конструкции, но более доступные, чем «Волга» или «Жигули». В отсутствие конкуренции и при постоянных очередях на автомобили вплоть до развала СССР тратить средства на совершенствование конструкции не видели особого смысла. Благодаря своей дешевизне «Запорожец» стал героем многочисленных анекдотов, в которых он был главным виновником ДТП с шестисотым «Мерседесом».

С 1960 по 1994 год изготовлено более трех миллионов машин. За остальное время цифры неизвестны, но, думаю, не меньше. «ЗАЗ» выпускал также экспортные варианты автомобилей для стран третьего мира под названием «Ялта», модели с правым рулем. Незаменимы для  некоторых советских граждан были инвалидные модификации машин. Работали они и во многих сельских почтовых отделениях страны. «Запорожец», особо не напрягаясь, мог пройти любой самый сложный маршрут. В единичных образцах готовились даже гоночные модели.

Сейчас ценители «ЗАЗ-965» объединены в многочисленные фан-клубы. Самый крупный во Львове и называется «ЗАЗ-Казак». В нем десятки «горбатых» — все на ходу, каждый имеет свою изюминку. Самому «пожилому» — за 50 лет.

С «ЗАПОРОЖЦЕМ» связано немало интересных историй. «ЗАЗ-966», или «ушастый», был первой машиной президента России Владимира Путина. Мама 19-летнего студента юрфака выиграла его в лотерее ДОСААФ. Эпизод детально описан биографами президента. На семейном совете решили взять все-таки автомобиль цвета — название его явно придумано в Санкт-Петербурге — «Белая ночь».

Не только на ВМW, «Бентли» или «Лотусе» раскатывал знаменитый агент 007, но и на «Запорожце». На нежно-голубом «ЗАЗ-965-А» Джеймс Бонд, он же актер Пирс Броснан, покорял дороги России в фильме «Золотой глаз». Но эта машина — не штучная работа запорожцев, она выпущена только в одном варианте французской компанией «Юниверсал Хоббис». Так что «Запорожец» знали и ценили даже в странах с высокоразвитым автомобилестроением. Кстати, «бондовский» «ЗАЗ» был продан на одном из аукционов за 100 тысяч долларов.

Почти 100 тысяч этих автомобилей зарегистрировано в Беларуси, больше всего в Минской области. На улицах больших городов их почти не увидишь, многие на приколе и ждут утилизации, но некоторые до сих пор исправно рассекают по сельским проселкам. Этакий дачный вариант — в гараже «Мерседес», а на природе «ЗАЗ».

И поклонники этой марки далеко не дедушки, а молодые люди, зачастую увлекающиеся реставрацией машин


Леонид ГУЛЕВСКИЙ, автомеханик: 

— Я испытываю особую гордость, потому что при виде «зазика» на дороге, все начинают мне махать и улыбаться. Автомобилисты сигналят, показывают поднятый вверх большой палец и всегда уступают при перестроении. Особенно приятно участвовать в различных выставках и пробегах, когда на тебя смотрят тысячи людей. Да, безусловно, они сначала смотрят на автомобиль, но ведь я собрал его собственными руками. За то, что до сих пор он приносит радость людям, и люблю «Запорожец».

Виктор ЧАЙКОВСКИЙ, водитель, д. Пралески, Молодечненский район:

— Мне «Запорожец» достался от отца. Стоит на даче, но на ходу, наверняка скучает по теплым денькам, когда можно прокатиться. У этого автомобиля есть душа. Практически каждый владелец «Запорожца» искренне считает его своим другом, верным товарищем, членом семьи, а не просто утилитарным транспортным средством.

ШУТКИ В ТЕМУ

А вы знаете, почему у «Запорожцев» багажник спереди? Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать.

Сидит мужик на дереве в «Запорожце», его спрашивают: «Ты там чего делаешь?» Ответ: «Я знал, что «Запорожец» — не «Мерседес», но чтобы он еще и собак боялся!»

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter