Гора должна сдвинуться

О проблеме сердечно–сосудистых заболеваний

Когда заходит речь о продолжительности жизни, неминуемо во всей своей остроте встает проблема сердечно–сосудистых заболеваний. Да, у нас ведутся интенсивные исследования, да, с блеском проводятся уникальные кардиохирургические операции, да, создана разветвленная система кардиологической помощи. Однако статистика пока выставляет нам сдержанную оценку на фоне других западноевропейских стран. Почему? Анализ многочисленных данных беспристрастно показывает: чем позже распознается болезнь и начинается лечение кардиологического больного, тем дороже это в конечном счете обходится и государству, и самому пациенту. Дороже — во всех смыслах слова.


Отсюда вытекает логичный вывод: необходимо распознавать заболевание как можно раньше! Но если, к примеру, в США на эти цели приходится 60 процентов от всех затрат на здравоохранение, то в России — только 6 процентов. У нас в целом та же картина. Не секрет, что в больницы и поликлиники чаще всего обращаются люди с далеко зашедшими заболеваниями и серьезными осложнениями. Яркий пример — гипертоническая болезнь. Академик РАМН Евгений Чазов считает, что ее на начальных стадиях выявляют в два раза реже, чем она распространена на самом деле. Более чем полувековая врачебная практика дает мне право присоединиться к этому мнению.


Надо заметить, что первый тревожный звонок — прегипертония (то есть артериальное давление 120/80 — 139/90 мм рт. ст.) — как правило, встречается у молодых. Причем довольно часто. У 40 мужчин из 100 и почти у каждой четвертой женщины. Достаточно сказать, что прегипертония отмечается у 62 процентов военнослужащих армии США и у половины молодых служащих Израиля. У нас же, как показали исследования, более чем треть студентов БГУ — уже на пороге гипертонии. А ведь именно молодежный контингент более всего не склонен обращаться за медицинской помощью до самого последнего момента, пока не грянут осложнения!


Может ли снять проблему диспансеризация? Увы, этот благородный замысел связан с целым рядом трудностей. Так, на то, чтобы получить результаты диспансерного обследования, иногда у пациента (врача) уходит два (!) месяца. Кроме того, это достаточно дорогая процедура. Во всяком случае, в России она потребовала вложить 56 млрд. рублей в течение года. Нисколько не отрицая важность подобного пути, я бы предложил другой, несколько облегченный вариант. Ведь в последние годы выяснилось, что достаточно точно и быстро определить прегипертонию можно, измеряя не только артериальное давление, но и упругость и эластичность сосудов, а также фазы стресса. Более того, специальная, оригинальная компьютеризованная аппаратура для этих целей у нас уже создана в РНПЦ «Кардиология», выпускается и стоит во многих поликлиниках Минска, Гомеля, Могилева, других городов. А поскольку эти аппараты достаточно компактны, то перед нами, кардиологами, открываются совершенно новые горизонты.


Вместо того чтобы настоятельно (и часто безрезультатно) приглашать служащих учреждений, рабочих предприятий и студентов вузов в поликлиники, вполне реально самим приезжать к месту работы или учебы. 2 — 3 медицинских работника, вооруженные мобильным диагностическим комплексом, смогут, потратив 7 — 8 минут на каждого пациента, обследовать их и дать конкретные рекомендации по лечению и профилактике. В общей сложности такой скрининг займет примерно 30 минут. Выигрышный вариант со всех точек зрения. С одной стороны, не увеличится нагрузка на и без того перегруженные поликлиники, с другой — мы сможем своевременно распознавать начальные стадии опасного заболевания без отрыва от производства. Кроме того, пациент станет единомышленником врача, поскольку сразу же воочию увидит результаты обследования и, стало быть, осознает их важность. Кстати, есть в РНПЦ «Кардиология» наработки, которыми легко будет дополнить предложенный «сценарий». Скажем, если у пациента выявлена опасная фаза стресса, ему тут же может быть назначен антистрессовый препарат, запущенный у нас в производство. Одновременно имеет смысл вручать специальную памятку по профилактике, а также предлагать безопасный вариант поваренной соли, который разрабатывается сейчас силами отечественных ученых. Подобный мобильный подход, думается, во многом снимет необходимость в широком использовании дорогого и сложного оборудования, которое применяется при запущенных формах сердечно–сосудистых заболеваний.


Известно выражение: «Если гора не идет к Магомету, то...» Но нам кажется, что это как раз тот случай, когда именно «гора» обследования может и должна сдвинуться с места в нужном направлении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter