
Впрочем, к принципу «удача любит смелых» в этом виде соревнований нужно относиться сдержанно, с пониманием того, что вокруг тебя не менее смелые гонщики, иначе они не занимались бы этим делом. В стартовые моменты особую роль играет умение пилотов мгновенно просчитывать свою траекторию и свои действия, чтобы принимать решения, позволяющие опередить тех соперников, что впереди, и удержать тех, кто позади.
На стартовой решетке в этот день было всего лишь 18 машин. Юки Цунода, квалифицировавшись последним, по решению команды был отправлен для старта с пит-лейна. Это давало шанс инженерам внести необходимые поправки в регулировки на машине японца, поскольку тот жаловался, что его болид никак не хотел ехать быстро. А ведь потенциал «Ред Булл» был хорошо виден по 3-й стартовой позиции Макса Ферстаппена.
Очень недоволен был результатами своего 14-го места в квалификации и Лэнс Стролл, напарник которого Фернандо Алонсо оказался в первой «десятке». Что там произошло в боксах «Астон Мартин» после второго сегмента, в точности сказать сложно. Но неожиданно для всех канадско-британская «конюшня» сделала заявление, что снимает своего гонщика с гонки по медицинским показаниям. Лэнс, как потом объяснили журналистам, из-за боли в руке даже опоздал на взвешивание, поскольку побежал показаться врачам в медпункт. Сказалась прошлогодняя операция после перелома руки. «Неуважение» к обязательной процедуре, прописанной в регламенте, едва не стоило канадскому гонщику наказания и штрафных баллов. Но стюарды отнеслись с пониманием к неожиданно возникшему недомоганию гонщика.

Его разочарованные болельщики, часть из которых прилетела в Испанию даже из далекой Канады, подумали было, что на замену их любимцу на гонку «Астон Мартин» заявит одного из своих резервных гонщиков. Например, бразильца Фелипе Друговича, с которым мы по старой дружбе поздоровались накануне в паддоке. Но вся беда была в том, что Стролл проехал квалификацию, а не был снят до ее начала. И фактически регламент гонок не дает даже теоретической возможности допустить на гонку другого пилота, который не участвовал ни в одной сессии свободных заездов.
История с Лэнсом породила массу слухов и версий по поводу следующего этапа, который через две недели состоится на домашней для канадца трассе в Монреале. Оба резервиста «Астон Мартин» — бразилец Фелипе Другович и бельгиец Стоффель Вандорн в день Гран-при Канады должны выступать в знаменитой гонке «24 часа Ле-Мана» во Франции. И в случае неучастия Стролла, одному из них может выпасть удача провести полный гоночный уик-енд за рулем болида «Формулы-1». Полагаю, что если такое случится, то руководство «конюшни» отдаст предпочтение Друговичу, пусть он и не имеет такого наката часов в Больших Призах, как Вандорн. Проблема Стоффеля в том, что ему довелось провести уже целый сезон за рулем формульного болида в одной команде с Фернандо Алонсо. Тот печальный опыт, когда испанский чемпион выиграл «в сухую» квалификационную дуэль со своим бельгийским напарником и этим фактически разрушил будущую карьеру Вандорна, вряд ли будет содействующим фактором в выборе «Астон Мартин». Понимая, что подобный шанс больше никогда может не представиться, Фелипе Другович предварительно уже сообщил, что если ему предложат гоняться в Канаде, то он готов пожертвовать ради этого своей французской гонкой чемпионата «на выносливость».
Когда гаснут огни…
Самым возбуждающим моментом Гран-при «Формулы-1» бесспорно является старт. Его процедура довольно проста. Сначала команды готовят машины участников на стартовой решетке, куда пилоты самостоятельно приезжают на своих болидах после одного-двух кругов с проездом по пит-лейну. Затем по команде руководства гонки ровно в назначенное время машины отправляются на прогревочный круг. За это время механики должны практически бегом покинуть стартовую решетку вместе со своим необходимым оборудованием, перевезя его в персональные боксы команд.
И уже после этого наступает момент непосредственно самого начала Гран-при. На стартовом светофоре загораются поочередно 5 фонарей. В тот момент, когда они сразу все гаснут, собственно говоря, и дается отсчет времени гонки. Именно мгновения ожидания, когда «погаснут огни», считается самым напряженным. Иногда они могут длиться две и даже три секунды. Адреналин у всех зашкаливает.

В это воскресенье руководитель гонки решил, очевидно, поберечь нервные клетки участникам этого грандиозного события под названием Гран-при «Формулы-1». Стартовые огни практически погасли сразу же после того, как зажегся последний 5-й фонарь. И не все гонщики смогли вовремя среагировать на столь необычный старт. К счастью, обошлось без аварий, но перестановок в пелетоне произошло немало.
Максу Ферстаппену удалось разогнать свой «Ред Булл» быстрее, чем это сделал на «МакЛарен» Ландо Норрис. Британец стал «жертвой» необычно быстро погасших светофорных огней, и в первый поворот голландский чемпион уже уверенно въехал на второй позиции вслед за обладателем поула Оскаром Пиастри в роли лидера.
Приятно порадовал своих «тиффози» дуэт «Феррари». Льюис Хэмилтон обогнал своего прошлогоднего напарника по «Мерседес» Джорджа Рассела, а Шарль Леклер сумел пройти даже обоих пилотов немецкой «конюшни».

Наиболее зрелищным на старте был прорыв Нико Хюлькенберга, «Заубер» которого, несмотря на свою «прописку» в группе аутсайдеров, сумел обогнать 5 соперников. Немецкий ветеран вытеснил из первой десятки даже местного кумира Фернандо Алонсо.
В пылу атаки Ферстаппен попытался было завершить начатое и обойти еще и Оскара Пиастри, но тот действовал умело. После первого круга австралиец оторвался от голландского чемпиона, воспользовавшись преимуществом своей машины.

Гоночная рутина
Когда стартовые страсти понемногу утихли, наступила фаза рутинного пилотирования. Так часто происходит во время гонок, когда пилоты выводят свои машины в рабочий режим. В такие минуты еще мало кто ошибается, все едут ровно, пелетон длинной извивающейся змейкой растягивается по трассе автодрома.Иногда подобное затишье перед бурей затягивается надолго, заставляя скучать болельщиков. Но в этот раз барселонский этап оказался куда более событийным, чем это бывало здесь в прежние годы.
Шарль Леклер фактически настиг своего именитого напарника и даже попытался обогнать «Феррари» Льюиса Хэмилтона. Льюис отбил несколько атак монегаска, но заметно было, что британский чемпион уступает в темпе товарищу по команде. С командного мостика поступила просьба к Хэмилтону пропустить Леклера. Льюис не стал сопротивляться решению руководства.
Уже на 10-м из 66 кругов всей дистанции некоторые гонщики поехали в боксы за новым комплектом шин. Началась тактическая игра инженерных штабов, чтобы попытаться обойти соперников не за счет обгона на трассе, а за счет опережения при помощи так называемой «подрезки» с использованием ранних пит-стопов. На практике это выглядит так: не имея возможности атаковать впереди идущего соперника, преследующий гонщик уезжает в боксы к своим механикам. А затем за счет нового комплекта шин едет в более быстром темпе, отыгрывая время на каждом круге относительно своего соперника. И когда тот, в свою очередь, совершает свой пит-стоп, то он выезжает уже позади инициатора этого тактического маневра.
Но это на словах всё так просто. На самом деле «подрезка» связана со многими факторами и рисками. Вернувшись на трассу после раннего пит-стопа, можно застрять за более медленными машинами. Так называемая «чистая» трасса и преимущество в скорости — это основополагающие элементы этого маневра.
Находясь у края трассы, фотографируя гонку, нет возможности следить за происходящим в подробностях. Немножко помогают большие экраны, установленные в местах, где имеется наибольшее скопление болельщиков. Но наблюдать за информацией на них зачастую тоже не хватает времени. И только по изменившемуся порядку пролетающих мимо тебя на высокой скорости машин, уже научившись отличать пилотов по цвету телекамер над их головами, осознаешь, как меняется картина гонки и борьбы на трассе.
Обычно, когда аккредитован на каждом конкретном Гран-при, то строишь свою работу по определенной схеме, чтобы максимально успеть сделать всё намеченное. Благо, что гонку потом можно еще раз всю пересмотреть в пресс-центре после окончания Гран-при, сопоставляя некоторые факты и сделанные уже выводы с реалиями происходившего.
Уже к 13-му кругу Ландо Норрис настолько подобрался к Максу Ферстаппену, что уверенно совершил его обгон, восстановив нарушенную на старте справедливость. Было заметно, что темп, с которым голландец атаковал пилотов «МакЛарен» в начале гонки, заметно упал, и пилоту «Ред Булл» пришлось на следующем круге ехать за новым комплектом шин.

В тот момент мелькнуло в мыслях предположение, что голландец выбрал себе тактику с 3 пит-стопами. Это затем и подтвердили дальнейшие события. Когда на 24-м круге в объективе своей фотокамеры я увидел вместо британских болидов в роли лидера «Ред Булл» действующего чемпиона, стало ясно, что Макс нацелился на победу. После своего пит-стопа Оскар Пиастри вернулся в 5 (!) секундах позади Ферстаппена.
Остальные пилоты тоже не давали скучать. Обгоны происходили по всей длине трассы, порой даже в неожиданных местах и по вешней траектории. Гонщики ломали стереотипы испанского автодрома на предмет «невозможности совершать обгоны». И чаще всего это случалось, когда у преследуемого гонщика начинали «уходить» шины, а позади него ехал соперник на новом комплекте колес. В такие минуты разница в темпе на круге составляла до 2 секунд. Две зоны DRS, расположенные на задней части автодрома и, главное, на длинной стартовой прямой, позволяли реализовать это преимущество, не прибегая к жестким столкновениям.

Зрители бурно реагировали на каждый эпизод изменения ситуации на трассе. Особенно были заметны симпатии болельщиков по отношению к их местному идолу, ветерану Фернандо Алонсо. Испанец боролся, как лев, рисковал, пытался удержаться за более быстрыми машинами и постоянно был на грани первой десятки. Напомню, что до этого этапа у гонщика «Астон Мартин» не было еще ни одного очка. И открыть им счет ему очень хотелось именно на домашней трассе. Трибуны ахали и вздыхали, когда Фернандо выскочил в 5-м повороте в гравийную ловушку и пропустил вперед себя более медленных соперников. Затем аплодисментами и криками восторга те же болельщики приветствовали возвращение Алонсо в борьбу и совершенные им обгоны своих обидчиков. Хотя вся борьба ветерана гонок по-прежнему велась всего лишь за попадание испанского чемпиона в «очковую зону».
Карлосу Сайнсу тоже перепадало некоторое внимание местной публики, но испанец ехал на своем «Уильямс» в середине второй «десятки», и особых обгонных маневров от него ждать не приходилось. Куда более активно испанские трибуны реагировали на любую борьбу машин итальянской скудерии. Испания всегда была особо предрасположена к «Феррари».
Главная интрига гонки
Внешне кажущееся большим количество перестановок в пелетоне, в конечном итоге, мало чем изменяло порядок, в котором ехали гонщики. В конце концов к завершающему этапу гонки в лидирующей группе лишь Льюис Хэмилтон утратил еще одну позицию, уступив ее Джорджу Расселу. Единственное, что радовало в плане предстоящих финальных баталий, так это то, с какой быстротой Макс Ферстаппен настигал на свежих шинах пилотов «МакЛарен». Еще чуть-чуть и голландец готов был бы уже атаковать соперников. Оставался нерешенным лишь вопрос: хватит ли шинам его «Ред Булл» темпа и износоустойчивости, чтобы доехать до финиша? На тот момент Макс совершил уже на одну остановку в боксах больше, чем соперники. И у него был шанс даже победить на этом Гран-при.
Однако за 11 кругов до финиша все планы австрийкой «конюшни» на успешное выступление их лидера был разрушены выездом машины безопасности. Вышло так, что на «Мерседес» Кими Антонелли в двигателе упало давление масла. Итальянец вынужден был съехать прямо в гравий после вылета в 10-м повороте. Все пилоты поехали в боксы за новыми комплектами шин.

И тут оказалось, что у «Ред Булл» для Ферстаппена из новых колес были только жесткие «Hard», в то время как у остальных пилотов за счет меньшего числа пит-стопов еще оставались мягкие шины «Soft». Дело в том, что свойство мягких шин — это более быстрая скорость, но и более быстрый износ.
А поскольку до финиша оставалось совсем немного, то таким «подарком» от машины безопасности грех было не воспользоваться. Для Макса же это создало проблему. Поставить старый комплект Soft, значит, рисковать не доехать до финиша, или на последних кругах потерять свое преимущество, уступив его соперникам. А на новом Hard гарантирован был финиш, но скорость была пониже, чем у конкурентов.

В общем решение команды было принято в пользу новых жестких шин. Они и послужили потом тем импульсом, который запустил затем цепочку последовательных событий, приведших к скандалу.
За 6 кругов до финиша был объявлен рестарт. Машины «МакЛарен» стремительно полетели вперед. Пытаясь удержаться за ними, Ферстаппен допустил ошибку на выезде на стартовую прямую, и, зацепив поребрики, Макс потерял полсекунды и свой темп. Этим воспользовался Шарль Леклер, который обогнал голландца еще до первого поворота. Машины соперников даже слегка соприкоснулись. Правые передние колеса «Ред Булл» дотронулись до левых боковых понтонов «Феррари». Уже сразу после гонки стюарды внимательно рассмотрели этот инцидент и не стали никого наказывать: оба пилота могли избежать столкновения, но допустили смещение друг к другу, что и спровоцировало это легкое столкновение.

Следом за Леклером бросился в атаку на действующего чемпиона по внутренней траектории и Джордж Рассел. Места в повороте всем было маловато, и Ферстаппен выехал за пределы трассы. Вернувшись впереди британца, Макс не стал возвращать позицию, считая, что в поворот он входил на полметра впереди соперника, а выезд за пределы трассы был вынужденным. Однако в руководстве «Ред Булл» решили иначе, и посоветовали своему пилоту вернуть позицию сопернику. Взбешенный Ферстаппен ответил криками и грубостью по радио, сопротивляясь решению своего командного мостика.
Затем, чтобы не рисковать возможным штрафом в 10 секунд, он всё же принял решение пропустить на следующем круге в 5-м повороте «Мерседес» Рассела. И в те мгновения, когда машина британца поравнялась с его болидом, Ферстаппен вдруг по непонятной причине резко ускорился и ударил машину соперника. Словно он хотел отомстить Джорджу за случившееся на предыдущем круге. Оба гонщика продолжили гонку, на финише их разделило несколько десятых долей секунды.
За один миг до дисквалификации
Инцидент был вопиющим нарушением правил. Умышленное столкновение с машиной соперника грозило Максу Ферстаппену дисквалификацией. В далеком уже 1997-м году подобный маневр со стороны Михаэля Шумахера в испанском Хересе против Жака Вильнева стоил немецкому гонщику слишком дорого. Поскольку гонка была финальной и шла борьба за чемпионство, то Шумахера лишили всех очков и титула вице-чемпиона, объявив ему дисквалификацию.

Фактически, если следовать букве закона, Ферстаппен должен был бы получить «черный флаг» и дисквалификацию, по меньшей мере, на этот этап. Но по ходу гонки стюарды не решились этого делать, будучи не очень уверенными в преднамеренности действий голландца. Лишь после финиша, посмотрев видео с вертолета, где четко было видно, что Макс умышленно таранил пропускаемого им же гонщика, было вынесено решение. Вердикт судей был таков: 10 секунд добавленного времени и 3 штрафных балла.
Да, это лучше чем дисквалификация. Но в то же время это наказание Макса Ферстаппена приблизило его к другой дисквалификации. Теперь в зачетной дисциплинарной копилке голландца 11 очков, из которых 2 «сгорят» после Гран-при Канады. Но если по ходу предстоящего этапа в Монреале во время свободных заездов или квалификации действующий чемпион допустит какое-то нарушение и получит даже 1 штрафной балл, то он вынужден будет пропустить гонку, достигнув максимально возможного числа 12.

Радость и огорчения чемпионов
Подводя итоги, отметим следующее. Оскар Пиастри добился убедительной победы, оторвавшись в личном зачете от Ферстаппена теперь на 49 очков, и на 10 очков опережая Ландо Норриса. Штраф Макса позволил подняться на подиум Шарлю Леклеру. Сам же голландец в протоколе был лишь 10-м, при этом заработав звание Гонщика дня. Большая часть голосования была проведена еще до рестарта и его столкновения с Расселом. Полагаю, что на самом деле Ферстаппену вряд ли досталось бы это почетное звание, случись это всё несколькими кругами ранее.


Благодаря штрафу голландцу, Фернандо Алонсо оказался на 9-м месте, открыв двумя заработанными очками счет своим успехам этого сезона. А вот Льюису Хэмилтону не очень повезло на финише. Конечно, по сравнению с испанским чемпионом, успех новоявленного дебютанта «Феррари» весьма заметен. Он в итоговом протоколе на 6-м месте с 8 очками. Но тот факт, что на последних кругах его болид без особого труда обогнал на «тихоходе» команды «Заубер» Нико Хюлькенберг, вверг британского чемпиона в унылое настроение. Фредерик Вассер, руководитель итальянской скудерии, отвечая на наш вопрос, отметил, что машина Льюиса на тот момент была не полностью исправной. Но о конкретной причине неполадок техники французский менеджер предпочел не распространяться. В общем гонка в Испании для Хэмилтона была явно не с положительным оттенком.
Еще очки в этот день заработали два французских гонщика. Исаак Хаджар за 7-е место для команды «Рэйсинг Буллс», а Пьер Гасли за 8-е место для «Альпин».

Следующий этап состоится уже менее чем через две недели в Монреале в рамках Гран-при Канады.
Барселона
1. Душ из шампанского на подиуме для тройки победителей.
2. Шарль Леклер в интервью под подиумом не может поверить в удачу с выездом машины безопасности.
3. Традиционное фото на память после душа.
4. Руководитель «МакЛарен» Андреа Стелла безмерно рад успеху своих подчиненных.
5. Фредерик Вассер делится противоречивыми чувствами от гонки со своими земляками.
6. Лучший из юных дебютантов этого сезона — Исаак Хаджар.
7. Мгновения финиша Макса Ферстаппена.
8. Пит-стоп на машине Оскара Пиастри проводит команда «МакЛарен».
9. Льюис Хэмилтон и Кими Антонелли — для обоих гонка была не из лучших.
10. Пилоты выходят на парад.
11. Герой дня Нико Хюлькенберг (слева) и Пьер Гасли.
12. Ландо Норрис — второй в гонке и в личном зачете.
13. Оскар Пиастри просто летел по трассе к своей очередной победе.
14. А Кими Антонелли подвел двигатель «Мерседес».
15. Военнослужащие испанского ОМОНа почему-то в этот раз отворачивались от фотокамер.