Что делать пожарным, если их путь преградил автомобиль?

Гонки с препятствиями

Когда пожарным и “скорым” проезд закрыт
На днях в Лиде попала в аварию спешившая на вызов пожарная машина. МЧС совместно с ГАИ отреагировало массовыми рейдами по отлову нарушителей. Намерение провести “боевое” обучение водителей авто, которые повально игнорируют проблесковые маячки и сирены мчащегося на пожары спецтранспорта спасателей, у Минского областного управления МЧС назревало давно: все чаще пожарные из-за бессовестных участников дорожного движения запаздывают, а то и вовсе не доезжают до места ЧП. Корреспондент “НГ” поучаствовал в одном из рейдов.

мчс 500 (2).jpg

C обеда окрестности Заславля оглашаются воем сирены: десятитонная машина спасателей несется по городу. Тревога учебная. И учить собираются водителей: нас сопровождает экипаж ГАИ.

Центральная артерия Заславля — улица Советская. На пересечении с Великой небольшой затор перед светофором. Попутные машины неохотно разбегаются в стороны, пропуская нас. А вот “престарелый” “Фольксваген” делать этого не собирается. Огибает автоцистерну и “топит” через перекресток, заставляя красный “МАЗ” резко тормозить. Через 300 метров нарушитель остановлен, работники Госавтоинспекции начинают составлять протокол.

Водитель Александр недоумевает, почему именно его остановила милиция: “Что я, один такой? Вон другие машины тоже не уступили, а куда мне деваться?” Вскоре недоумение и бравада сменяются откровенным испугом: за непропуск спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами грозят штраф до полутора миллионов рублей и лишение водительских прав на один год.

Курсируем по городу. Перекресток Советской и Студенецкой. Ситуация повторяется: наперерез вылетает “Форд”, тормозит в последний момент, пытается уйти в сторону и обогнать экипаж. В результате еще один, но далеко не последний сегодня протокол.

Даже в таком спокойном городке, как Заславль, работникам МЧС то и дело приходится притормаживать, объезжать строптивых автомобилистов. Что уж говорить о больших городах, где сами работники МЧС подчас становятся жертвами нарушителей. В начале декабря, к примеру, в Барановичах владелец “Гольфа” не пропустил экипаж. Произошло столкновение, в котором пострадали несколько человек. Показателен и случай в Лиде, где на перекрестке водитель “БМВ” протаранил “ЗиЛ”. Пожарная перевернулась и загорелась, помощь понадобилась уже самим спасателям.

Дальше заезжаем на дворовую территорию возле жилого дома. Цель — проверить на практике, сможет ли в случае необходимости пожарная автоцистерна с экипажем доехать до нужного подъезда. Маневр спасателей разбивается о припаркованный возле подъезда внедорожник. Пока мы оглашаем сумерки сиреной, соседи спешат предупредить владельца о грозящих неприятностях. Того уже поджидают инспекторы ГАИ.

“Я только на пять минут остановился!” — довод водителя железным не назовешь. За пять минут может погибнуть не один человек. В результате — протокол за неправильную парковку на первый раз с чисто символичным штрафом 150 тысяч рублей.

Вот так у нас оценивается жизнь человека, резюмирует заместитель начальника Минского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Денис Бабей. Невольно вспоминаются американские фильмы-боевики. Там спасатели при ликвидации ЧП с имуществом людей особо не церемонятся. Если нужно проложить пожарный рукав через салон автомобиля, просто бьют стекла и выполняют свой долг. У нас законодательство явно не на стороне МЧС.

Пока что закон не на стороне спасателей. Однако это вовсе не значит, что можно их игнорировать. Если мы хотим, чтобы у нас был порядок, а количество жертв чрезвычайных происшествий сократилось, нужно руководствоваться здравым смыслом

Что делать пожарным, если их путь преградил автомобиль? “Связываемся с диспетчером центра оперативного управления, диктуем номер машины, тот передает информацию в ГАИ, где выясняют личность и контактные данные владельца, созваниваются с ним и просят отогнать транспортное средство”, — перечисляет звенья отнюдь не короткой цепочки Денис Бабей. Разумеется, спасатели не стоят возле машины и не ждут, пока та отъедет. Пытаются оказать помощь попавшим в беду людям, на руках перетаскивая пожарные рукава, лестницы и прочее оборудование. Но есть ситуации, когда без техники — никуда.

Например, октябрьской ночью очевидцы позвонили в МЧС и сообщили о девушке, висящей на простынях на уровне шестого этажа на улице Алтайской в Минске. Стоящий во дворе транспорт не позволял развернуть коленчатый подъемник, поэтому спасателям пришлось действовать по обстоятельствам: при помощи штурмовой лестницы девушке помогли перебраться на незастекленный балкон пятого этажа, а оттуда уже эвакуировать.

В ноябре из-за неправильно припаркованных авто работники МЧС дважды не могли подъехать к минским жилым домам, где полыхали пожары. В результате в дыму погибли четыре человека.

К слову, в подобных ситуациях пожарные законодательно никак не защищены. Если их автомобиль “подрихтует” “паркуна”, инцидент будет оформлен как дорожно-транспортное происшествие и водителю придется возмещать ущерб. “Недавно по вызову отправились в садовое товарищество, повредили забор. Его владелица выставила нам счет, который до сих пор оплачивает наш водитель”, — вспоминает заместитель начальника отдела.

muravsky@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter