Перспективы высотного строительства глазами белорусского архитектора

Гонки по вертикали

Одной из наиболее характерных особенностей Минска всегда оставалась его приземистость. Когда в 1982 году завершилось строительство 20-этажного здания института «Белбыттехпроект» на улице Мельникайте, оно просматривалось практически из любого уголка города, надолго став его символом и доминантой. Сегодня Минск ощутимо подрос и даже обзавелся спутниками, и все же аналогов небоскребам «Москвы-Сити» или питерского «Лахта-центра» у нас пока нет. Хорошо это или плохо? И каким должен быть «идеальный Минск»? Об этом — наш разговор с членом Совета Белорусского союза архитекторов кандидатом архитектуры, доцентом Галиной Полянской.

— Галина Владимировна, начнем «с земли». Как ни странно, но ряд экспертов и риелторов сходятся во мнении, что формат жизни горожан в загородных зонах — в таунхаусах в пригороде, а также в городах-спутниках — пока не достаточно популярен у минчан. Хотя тот же экологический аспект однозначно говорит в пользу пригорода. Дело в психологии?

— Полагаю, скорее в финансировании и темпах строительства необходимой инфраструктуры. Но вопрос этот решается. Буквально на днях в целях дальнейшего развития Дзержинска, Заславля, Логойска, Фаниполя, Смолевичей и Руденска — городов-спутников Минска — Президент подписал указ № 267. Эти населенные пункты расположены на территории Минской области, поэтому ответственность за разработку их генеральных планов закреплена за Миноблисполкомом. Этим же документом определен механизм направления бюджетных средств Минска на строительство жилья, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в городах-спутниках.

Указ очень важен потому, что он позволит развивать Минскую агломерацию, создавая в ней комфортную среду. Ведь тенденция такова: люди с периферии стремятся в город, а горожане — за город. Так вот, приезжающие с периферии попадают в «каменные джунгли», что становится серьезным психологическим испытанием. Однако городское жилье — это не только здания повышенной и переменной этажности, это еще и малая застройка: коттеджи и таунхаусы. Последние, собственно, так и переводятся с английского: «городское жилье» — это замечательная альтернатива квартире в многоэтажке. Именно такой вариант я считаю весьма перспективным, в том числе для малых городов и городов-спутников. Ведь это и есть создание той жилой среды для человека, в которой он будет чувствовать себя психологически комфортно. Честно говоря, сама с удовольствием переехала бы в таунхаус.

— Между тем и высотное строительство неизменно привлекает внимание. Небоскребы в Нью-Йорке и Чикаго, сталинские высотки в Москве, Киеве, Риге и Варшаве стали архитектурными брендами этих городов. В последние годы устремляться ввысь начинает и Минск. 

— Высотными принято считать здания, уходящие вверх на 100 метров и более. Это особый вид сооружений, по наличию и количеству которых можно даже судить о развитии экономики страны. Высотные здания весьма затратны, имеют большую стоимость, несмотря на возможность сэкономить на площади под его строительство. Собственно говоря, они изначально и появились в связи с ограниченностью места в центре городов.

В Минске же проблем с территорией нет. Город наш достаточно компактный, но он позволяет еще строить дома «нормальной» этажности. С точки зрения формирования пространства города должны быть доминанты и рядовая застройка, прослеживаться ансамблевость. Высотные же здания выступают своего рода композиционными акцентами, и поэтому очень важна организация системности в их размещении.

— Удобны ли они для проживания? В Минске нередко критикуют Каменную Горку — мол, «каменные джунгли». Между тем перенаселенная Москва пошла дальше, возводя масштабные жилые комплексы с тысячеквартирными корпусами высотой до 38 этажей.

— Смысла от широкого внедрения жилых высотных зданий я не вижу. Загонять человека в высотку, отрывать его от земли не очень хорошо. Для меня жилье и высотное здание — не очень совместимые понятия. Кроме того, стоимость такого жилья крайне высокая, не каждый сможет себе это позволить. Цена квадратного метра, скажем, в девятиэтажке будет ощутимо ниже, нежели в высотке. Другое дело — административные здания. Однако и их, как и бизнес-центров, настроено уже немало.

Высотные здания — крайне сложные сооружения и в техническом плане. Начиная от вертикальных коммуникаций (лифтов) и заканчивая компенсацией ветровых нагрузок. Весьма накладна и эксплуатация таких объектов, особенно с точки зрения пожарной безопасности. Все помнят трагедию в США с башнями-близнецами, эвакуация людей из которых оказалась попросту невозможной. И это еще далеко не все проблемы. Поэтому тот факт, что Минск, даже с учетом жилищного спроса, не пошел по пути широкого строительства высотных объектов, мне кажется правильным.

Другое дело, что город постепенно растет по вертикали. У нас уже немало 16-, 19-этажных зданий. Когда Минск в целом был пяти-, девятиэтажным, здание в 19–20 этажей воспринималось как композиционный акцент. Ныне же такая этажность стала повсеместной, возникает необходимость в появлении новых композиционных узлов, играющих ключевую роль в организации городского пространства. Поэтому, думаю, появление высотных объектов у нас не за горами. Подготовка специалистов для них уже налажена: на кафедре дизайна архитектурной среды БНТУ студенты проектируют высотное здание в рамках курсового проекта. 

— Примеры таких зданий в Минске уже появились. Что можете сказать о них?

— Думаю, с точки зрения организации пространства удачен «Парус» на Юбилейной площади. Вы обращали внимание, насколько у нее большие размеры? Имеющиеся там здания, тот же «дом на Танковой», как говорят архитекторы, «не держали пространство». Высотка же сразу организовывает и формирует пространство и по вертикали, и по горизонтали. Точно так же на Привокзальной площади две башни «ворот города» превосходно удерживали пространство. И с появлением там новых двух высоток — гостиницы «Экспресс» и здании ФМО БГУ — площадь тем более «держится». А вот площадь Якуба Коласа большая по величине, и визуально там не на что сразу сориентироваться. Само по себе каждое ее здание интересно, но в целом пространство «не держится».

Очень интересная с точки зрения архитектуры и спроектированная нашим архитектором Борисом Школьниковым высотка на проспекте Победителей — бизнес-центр «Роял Плаза». Особенно с учетом изначально поставленной сложной задачи — втиснуть ее в существующую застройку. В целом высотные объекты всегда единичны, можно сказать, это арт-объекты. У них даже собственные названия обычно имеются. Их архитектура должна быть запоминающейся, учитывать ритмику и масштаб окружающей застройки. Не только оформление фасада, но и само формообразование таких зданий должно быть интересным. А если говорить в целом, давно известна дилемма: человек для города или город для человека? Я считаю, что должен быть город для человека. Именно по такому принципу архитекторы стараются формировать наши города. И именно таким мне видится город будущего.

Современные высотные здания Минска (высота с учетом шпилей)

♦ Жилой комплекс «Парус» — 133 метра, 34 этажа

♦ Жилой комплекс «Лазурит» — 127 метров, 37 этажей

♦ Бизнес-центр «Роял Плаза» — 135 метров, 33 этажа

♦ Бизнес-центр «Футурис» — 98 метров, 27 этажей

♦ Здание института «Белбыттехпроект» — 90 метров, 20 этажей

♦ Гостиница «Беларусь» — 81 метр, 22 этажа

♦ Национальная библиотека — 74 метра, 23 этажа

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter