Источник: Знамя юности
Знамя юности

Гонки по горизонтали. Как ГАИ борется с нарушителями на байках, мопедах и скутерах

Практический экзамен для мотоциклистов нужно усложнить. Такую мысль министр внутренних дел Игорь Шуневич высказал во время открытия мотосезона-2017. В погоне за драйвом многие, особенно начинающие байкеры, слишком беспечно относятся к дорожной безопасности. И пробелы в мастерстве управления ситуацию не улучшают. Госавтоинспекция сейчас проводит акцию «Открой сезон без нарушений!», направленную на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклов, мопедов, скутеров. В теплое время года количество таких ДТП резко возрастает. ГАИ борется с ними традиционными способами, а в Гомельской области предлагают проводить работу по схеме «равный обучает равного» – через байкерские клубы.


Чего стоит ветер в волосах?

Заступаем на дежурство с экипажем Гомельского областного управления ГАИ. Сегодня в центре внимания – водители скутеров и мотоциклов. Вроде бы профилактики в последние годы достаточно, может, подобные участники дорожного движения стали дисциплинированнее?

– Все равно нарушают, – огорчает старший инспектор ДПС Максим Ковалев. – Изменилось лишь одно. Все стали более продвинутыми, у всех на мобильных телефонах появилось приложение, способное отлеживать наши перемещения.

Под одну гребенку инспекторы всех не гребут. Говорят, нормальных мотоциклистов почти сразу видно. Цепкий профессиональный взгляд выхватывает такого в плотном потоке на Объездной дороге под Гомелем. Байк останавливают, но инспекторы не сомневаются – обойдется без нарушений. Продавец Александр два года назад обзавелся мотоциклом, закон соблюдает: техосмотр пройден, скорость в норме.

– Ну а зачем превышать? – пожимает плечами Александр. – Этот мотоцикл взял для бездорожья. За городом по кочкам 60 километров в час – как все 200. А гонять здесь? Оно того не стоит.

У второго любителя байков, которого инспекторы останавливают в агрогородке Еремино, тоже нарушений не обнаружено. Но гордость за водителей надолго не задерживается.

– Ну и что, что не включен ближний свет?! – возмущается скутерист Сергей. – Восемь лет без прав ездил – и никто не остановил. А тут…

Штраф на первый раз получает минимальный – 0,5 базовой. Но во взгляде инспекторов явственно читается сожаление, что встреча с мотоциклистом не состоялась раньше, когда был бесправником.

Следующим в машину ГАИ приглашают Де­ниса.

– Да, превысил, не отрицаю, осознаю, – скороговоркой выпаливает нарушитель.

Двигался в черте населенного пункта со скоростью 78 км/ч. Но при проверке документов выясняется, что у весельчака не пройден техосмотр.

– Так я мотоцикл продавать собирался! Зачем деньги выбрасывать?

Инспекторы уверяют: ответственных мотоциклистов видно сразу

Я от бабушки ушел…

На мосту через Сож инспектор Сергей Музыченко останавливает еще одного скутериста, для которого ТО – непозволительная роскошь. Алексей эмоционально жалуется, как порезал покрышку, нужную не купил («Она же 80 рублей стоит!»), а с наспех приделанной ТО не прошел. Кроме того, что колеса разные, с остальным все в порядке, уверяет водитель.

– Почему не включен ближний свет фар? – интересуется инспектор.

Водитель щелкает, но свет и не думает загораться. Впрочем, Алексея, зарабатывающего на жизнь вождением, состояние скутера не смущает. Получив штраф, он в сердцах бросает:

– Надо было на мотоцикл садиться, вы б меня не догнали!

– Часто убегают? – спрашиваю инспекторов.

– Все зависит от мастерства водителей. По прямой-то мы догоним, но мотоциклисты часто продумывают пути отхода, нырнут в дыру в заборе – и все.

Попытки к бегству предпринимают и скутеристы.

– Скорости им уйти, конечно, не хватит, – рассказывает Максим Ковалев. – Но на прошлой неделе один товарищ свернул с дороги и помчался по тротуару. Мы же на тротуар не поедем.

Превышение скорости и езда без прав – основные нарушения у любителей двухколесников. Водительского удостоверения они лишаются  тоже, зачастую за превышение.

За невключенный ближний свет Сергей получил минимальный штраф

Смертельное удовольствие

С начала года в Гомельской области в ДТП погибли три водителя двухколесного транспорта, привела печальную статистку старший инспектор отделения по агитации и пропаганде Гомельского областного управления ГАИ Анна Ковалева:

– 15 марта в Го­мельском районе пьяный скутерист ехал без прав и мотошлема на незарегистриро­ванном транспортном средстве. Не справился с управлением. 3 апреля не совладал с мотоциклом 35-лет­ний водитель в Рогачевском районе. В крови нашли алкоголь, прав нарушителя лишили раньше, тоже за «пьяное» вождение. Парню, который в Житковичском районе 11 апреля врезался на мотоцикле в дерево, был всего 21 год.

А 1 мая в Гомеле мотоциклист сбил на переходе девочку.Удар был такой силы, что «Хонду» отбросило на встречный «Фольксваген», который как раз остановился, чтобы пропустить пешехода. Мотоциклист до августа 2017-го был лишен прав: успел заработать 45 нарушений ПДД и пытался скрыться от сотрудников автоинспекции.

С недавних пор ГАИ Гомельщины сотрудничает с местными байкерами. Матерые ездоки, как правило, более дисциплинированны, чем те, кто только возжелал почувствовать ветер в волосах. В начале сезона руководство инспекции и мотоклубов встретилось за круглым столом. Начальник ГАИ Игорь Макушенко призвал байкеров активнее включаться в воспитание молодых водителей. А те попросили обустроить территорию для экстремалов. Соревнования помогут молодым гонщикам остудить пыл и отобьют желание рычать мотором на дорогах.

Клуб «Железные братья» инициировал совместные акции.

В первую очередь байкеры перед началом сезона массово прошли техосмотр, чтобы на личном примере показать коллегам важность своевременной диагностики. Если внезапная поломка случится во время движения, то звать на помощь специалистов будет уже поздно. Но все упирается в пресловутый человеческий фактор: прибавить газу или сохранить жизнь?

valchencko@mail.ru

Фото Иван КУЗМЕНКОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter