Гонки без правил

Ежегодно в Беларуси новичкам выдается более 115 тысяч удостоверений на право вождения автомобиля. Еще столько же соискателей не выдерживают экзаменов, хотя платят за обучение немалые деньги - 350 - 400 тысяч рублей. Причем дело тут не столько в массовой неспособности курсантов постичь премудрости Правил дорожного движения, сколько в безобразной организации учебного процесса в автошколах, которые не несут за качество преподавания практически никакой ответственности. Корреспондент "СБ" исследует проблему.
Ежегодно в Беларуси новичкам выдается более 115 тысяч удостоверений на право вождения автомобиля. Еще столько же соискателей не выдерживают экзаменов, хотя платят за обучение немалые деньги - 350 - 400 тысяч рублей. Причем дело тут не столько в массовой неспособности курсантов постичь премудрости Правил дорожного движения, сколько в безобразной организации учебного процесса в автошколах, которые не несут за качество преподавания практически никакой ответственности. Корреспондент "СБ" исследует проблему.

Элементарные вещи

Строго говоря, десятки автошкол не имеют права именоваться таковыми: большинству их выпускников просто опасно доверять руль автомобиля. От 60 до 90 процентов их курсантов оказываются не в состоянии сдать экзамены в ГАИ.

Иные преподаватели вообще не учат правилам дорожного движения - просто "натаскивают" курсантов на запоминание правильных ответов на экзаменационные задания. Однако это вряд ли можно назвать скрупулезным изучением ПДД.

Периодически сотрудники ГАИ неожиданно добавляют в экзаменационную компьютерную программу дополнительные вопросы. Тут уж на "автомате" не проскочишь. И сразу начинается вал неправильных ответов.

- В этом году мы провели методом устного опроса 37 экзаменов, - говорит Владимир Свиридович, начальник межрайонного экзаменационного отдела УГАИ Минска. - И выяснили поразительные вещи - бывает, курсанты не знают элементарного...

Еще одна тенденция современных преподавателей - "гнать лошадей". Учебный процесс стараются ускорить всеми доступными способами. Например, уменьшают количество учебных часов, положенных по программе. Ведь повышенная "пропускная способность" автошколы - это ее дополнительные доходы. Хотя практика показывает: за полтора месяца подготовить полноценного водителя практически нереально. Как минимум месяца три необходимо.

Крутой маршрут

Вспоминаю личный опыт. Мой инструктор в автошколе выездов в город не любил страшно, выбирал только тихие улицы. Он больше предпочитал закрытый автодром: заставлял крутиться в бесконечном танце по площадке - отрабатывать обязательные экзаменационные элементы: "диагональную парковку", "гараж" и "эстакаду". Крутиться в замкнутом пространстве я научился. Но когда в первый раз попал на проспект Скорины, была настоящая истерика: машины со всех сторон перестраиваются, гудят... В следующий раз рискнул повернуть на проспект только через пару месяцев...

Да, за отведенные на вождение 29 - 30 часов настоящим шофером станет далеко не каждый. Впрочем, регламентированная программа по практике достаточно насыщенная и разносторонняя: вождение фигурное, по загородным трассам и оживленным улицам, днем и ночью, в сложных погодных условиях - дождь или гололед... Вот только не всегда соблюдается установленный порядок обучения. Скажем, на учебном автодроме должны иметься 10 различных учебных элементов. Увы, даже автошколы - лидеры рейтинга не всегда выдерживают этот стандарт. Чтобы не показаться голословным, инженер отдела организации технического и кадрового обеспечения городской ГАИ Андрей Мачульский провел для меня экскурсию в несколько организаций. Выбирали автошколы наугад.

Первым на нашем пути оказался автодром ООО "Автодело" на улице Макаенка. Совсем скромная по размерам площадка, на которой "толпятся" сразу пять машин. Естественно, в такой тесноте для всех обязательных элементов места попросту не нашлось. Отсутствовали габаритные "змейка" и "восьмерка", а также "перекресток".

Схожая ситуация оказалась и на площадке возле пересечения проспекта Скорины с кольцевой автодорогой. Простора хватало, но "змейки" и "восьмерки" тоже не обнаружилось. Такая же картина и на улице Казинца - в автошколе Октябрьского РОС ДОСААФ. Список можно было бы продолжать еще долго.

Впрочем, больше поразили не огрехи в оборудовании автодромов, а сами автомобили. В большинстве своем - "Жигули". Даже поверхностный осмотр показал - ремонт по ним стонет. Госавтоинспектор Партизанского УГАИ Валерий Столяров у половины осмотренных машин номера снял - неисправности в рулевом механизме. У одной "шестерки" даже я, на здоровье не жалующийся, руль на месте так и не смог сдвинуть с мертвой точки - заклинивает его. На таких машинах не то что учить, а просто ездить опасно.

Милиции не боятся?

- Раньше они меня как огня боялись, - с сожалением вздохнул Андрей Мачульский, подсчитывая нарушения. - А теперь...

Когда-то лицензии автошколам выдавала ГАИ. Но с вступлением в силу Закона "О дорожном движении" эта функция перешла к Министерству транспорта и коммуникаций. Фактически только оно и может прикрыть слабую автошколу. Правда, положение о Госавтоинспекции оставляет за дорожной милицией обязанность контролировать учебные организации, но без права штрафных санкций. Самостоятельно ГАИ может наказывать только за нарушение правил дорожного движения. А карать за несоответствие требованиям оборудования автодромов и классов, отступления от программы обучения и так далее - прерогатива только Минтранса.

- Мы продолжаем проводить проверки автошкол, - говорит Владимир Свиридович. - По их результатам потом пишем представления в Министерство транспорта и коммуникаций, указываем недостатки.

- Иногда с совсем безобразными вещами приходится сталкиваться, - продолжает Владимир Филиппович. - Иные инструкторы автошкол даже на сдачу экзамена в ГАИ приезжают на неисправных машинах. Несколько инструкторов были задержаны пьяными за рулем. Комментарии излишни...

Думаю, не стоит добавлять что-либо к изложенному. И без того очевидно, что нынешняя ситуация с подготовкой будущих водителей не устраивает никого, кроме организаторов липового обучения - ведь никакой ответственности за его качество они не несут. Хотя денежки собирают исправно... Хочется надеяться, что вскоре такой безответственный бизнес все-таки прекратится. Проблема-то нешуточная: плохой водитель - потенциальный преступник...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter