Противостояние Пекина и Вашингтона может сказаться на росте мировой экономики

Гонка ограничений

США с 24 сентября вводят новые пошлины в размере 10% на импорт из Китая стоимостью 200 млрд долларов, а 1 января будущего года ставка вырастет до 25%. Власти Поднебесной ответили симметрично, правда, пока это коснется товаров из США на общую сумму 60 млрд долларов. Сражения на глобальном торговом поле принимают затяжной характер. К чему это может привести?

Фото Рейтер

Еще рано подводить результаты тарифных пикировок. Но кое-какие выводы уже сделать можно. Акции китайских компаний пошли вниз. Европейская комиссия представила план реформирования Всемирной торговой организации, которая до сих пор реагирует на действия США без должного напора. Пекин намерен и дальше стимулировать внутренний спрос и переходить в торговле с другими странами на расчеты исключительно в национальных валютах, минуя доллар.

Чего добился Белый дом? Он, конечно, показал миру, чья экономика № 1. Но если отвлечься от нынешнего контекста и вспомнить историю, то действия Вашингтона уже не воспринимаются как некий успешный наступательный маневр. Великая депрессия тридцатых годов прошлого века в США и стала Великой именно из-за того, что американские власти при первых звуках кризисного набата закрыли порты для импорта. Мол, у нас своего добра хватает, всем гостям-коммерсантам спасибо, все свободны. Но проблема в том, что этого добра оказалось столько, что одна страна его “переварить” не смогла. А другие государства, которым указали на дверь, с ответом не задержались и границы свои начали стеречь так, что ни “Форд” проехать не мог, ни “Боинг” пролететь. В итоге планета погрузилась в экономический хаос.

Этот опыт США на исходе Второй мировой войны учли и предложили создать Международную торговую организацию. Мол, препятствий на пути коммерсантов быть не должно. Белый дом размышлял прагматично: на долю Соединенных Штатов приходится 40 процентов мировой торговли и ничто не должно мешать сбыту продукции Made in USA. И чтобы никакой самодеятельности — все должно быть под присмотром Вашингтона. Правда, тогда из-за ряда причин МТО учреждена не была, однако Генеральное соглашение по тарифам и торговле многие страны подписали. Полноценная международная торговая организация (ее назвали ВТО) появилась позже, когда развалился социалистический блок и Западу открылся новый огромный рынок.

Однако в последние десятилетия в Соединенных Штатах наметилась не очень хорошая тенденция. Дефицит торгового баланса растет и растет. Жители от Майами до Сиэтла с каждым годом покупают все больше иностранных товаров. Спрос на свои падает, заводы закрываются. Избиратели недовольны. А еще производства выносятся за рубеж. Бумажный доллар, конечно, продается по миру с невероятным дисконтом и долговые облигации США тот же Китай скупает щедро, но когда-то ведь придется платить по векселям. И все президенты в той или иной форме принимали протекционистские меры для национальной промышленности. Но дальше всех пошел Дональд Трамп. Был поставлен крест на Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с ЕС. Туманная дымка сгустилась над Транстихоокеанским партнерством после отчаливания от этих интеграционных берегов Соединенных Штатов. В нынешнем году были сделаны громоподобные заявления о введении пошлин на импорт из Евросоюза и Китая. Все это, конечно, дела сугубо суверенные и правительства стран действуют в первую очередь в интересах своих граждан. Но мир сегодня невероятно взаимосвязан. Землетрясение возле Японии может вызвать цунами, которое докатится до Гавай. Так и в экономике.

Казалось бы, что Беларуси до введения Трампом повышенных пошлин на китайский импорт. Но наши банкиры и производственники погрузились в глубокую задумчивость. И есть от чего. Куда качнется доллар и юань? Чем ответит Пекин? А ведь его действия могут быть не менее ощутимы, чем удар кометы. У КНР есть пакет американских гособлигаций почти на 1,2 триллиона долларов. Если Пекин начнет их распродажу, где Белому дому брать средства на стабилизацию бюджета? И более того, Поднебесная уже нанесла мощный удар по доллару на глобальном рынке энергоносителей, начав торговлю углеводородами за юани. А юань сегодня третья по значимости валюта в корзине МВФ.  

Чем закончатся торговые баталии, предсказать вряд ли кто-то сейчас возьмется. Все очень зыбко и неопределенно. До какой черты в разрушении создаваемого годами здания глобального сотрудничества готовы дойти вовлеченные в конфликт страны? Какова позиция ВТО? Ведь идет пренебрежение основополагающими принципами свободной торговли. Возникающие барьеры грозят привести к товарному затору и  коллапсу экономик. И кто от этого выиграет?

Семен ВЛАДИМИРОВ


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter