Зачем внедрять в Беларуси блокчейн? Георгий ГРИЦ о Декрете №8

Гонка на больших скоростях

Сегодня информатизация представляет собой глобальный процесс, связанный с кардинальным изменением характера мирового экономического и социального развития, переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена. Этот процесс воздействует на большинство сфер деятельности человека, существенно меняя при этом само мировое сообщество, социально–экономические отношения в нем, уровень и качество жизни всех членов общества. Информатизация создает не просто новые условия труда и жизни — она создает новую среду обитания, новый тип отношений человека с миром и в конечном счете новую ступень цивилизации — информационное общество.


Полномасштабное внедрение цифровых технологий во все процессы жизнедеятельности государства — это, несомненно, реальный и объективный мировой тренд. Мир постепенно втягивается в гонку цифровизации, и Беларусь здесь не исключение.

Наша страна в своем стремлении к вхождению в мировой клуб стран — лидеров в IТ–индустрии все же успела занять место в этой гонке. Свидетельство тому — подписанный на днях Президентом Декрет «О развитии цифровой экономики».

По данным аналитических исследований, объем цифровой экономики в Беларуси за 2017 год может составить около двух процентов ВВП. Для сравнения, в Великобритании — 8,5% ВВП, в США — 6,2%. В среднем по Европе данный показатель составляет чуть выше 6%.

Для дальнейшего развития масштабной цифровизации в стране очень важно не просто подписать на государственном уровне декрет, указ или программу, но и создать инфраструктуру, что позволит полноценно развиваться как компаниям крупного бизнеса, так и субъектам малого и среднего. И с этой точки зрения предыдущий Декрет № 7, как говорится, в тренде.

Можно сказать, что с принятием 8–го декрета появились новые механизмы реализации этой стратегической задачи. Например блокчейн, майнинг, криптовалюта и т.д. Конечно, эти категории — далеко не цифровая экономика, а лишь ее составные. Но именно они сейчас набирают стремительный рост и, самое главное, капитализацию.

Для справки: в России регулирование криптовалют еще готовится. В октябре Президент Владимир Путин поручил правительству и Центробанку подготовить нормы законодательного регулирования криптовалюты и блокчейна к июлю 2018–го. Им предстоит описать в законодательстве статус криптовалют, технологии распределенных реестров (блокчейн), а также токена и смарт–контракта. Также Центробанку и правительству предстоит выработать требования к майнингу (вычислению криптовалют на IT–оборудовании), причем майнеров ждет регистрация. Кроме того, их обложат налогом, но каким — пока неизвестно.

С точки зрения разработчиков нашего декрета, главные мотивы для внедрения блокчейна в Беларуси — он поможет оптимизировать процессы и экономить. С ними солидарны и западные аналитики. Так, Harvard Business Review (HBR) оценивает email и биткойн–платежи как не очень шокирующие и сложные, поэтому они быстро нашли применение на практике. А вот на то, чтобы повсеместно стали использовать «умные контракты», надо больше времени, потому что они в корне меняют многие процессы. Использование технологии блокчейн сокращает расходы только банков в среднем на 30%. Как результат прогнозируется, что до 10% мирового ВВП уже в 2027 году будет сосредоточено в блокчейне.

Рассмотрим еще одну «фишку» декрета — криптовалюту. Ее взлеты и падения сегодня в порядке вещей. К такой высокой волатильности, если верить известному валютному аналитику финансовой компании Nomura Джордану Рочестеру, придется привыкнуть не только спекулянтам, желающим заработать на криптовалютах, но и многим обычным финансистам и бизнесменам. Кстати, самая сильная биткоиновская лихорадка сейчас бушует на востоке Азии: в Японии, Южной Корее и Китае.

Биткоин и, очевидно, некоторые другие криптовалюты «заразны» еще и потому, что они могут заразить волатильностью другие рынки. Больше всех уязвимы перед биткоином энергетические рынки. Процесс производства биткоинов — майнинг — требует очень много электроэнергии. В частности, сегодня в Китае «добывается» и больше половины главной криптовалюты. На КНР приходится почти 71% майнинговых пулов нашей планеты. Математические задачи постоянно усложняются, в связи с чем все время увеличивается и необходимый объем электроэнергии для майнинга. Как тут не вспомнить еще один пионерский проект Беларуси — строительство АЭС. Так что и здесь стратегия, выбранная нашей страной, выглядит логичной.

Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter