Услуги правят бал
— Гнел Суренович, расскажите, пожалуйста, об основной цели внедрения правил единого рынка услуг?
— Вряд ли открою вам секрет, сказав, что один из динамично развивающихся и значимых секторов большинства экономик мира — это сектор услуг. Именно он — основной источник дохода в сфере занятости населения. Так что и для роста экономик государств — членов ЕАЭС эффективность этого блока имеет важное значение.
В связи с этим одним из приоритетных направлений интеграционного сотрудничества стало формирование единого рынка услуг в максимальном количестве секторов, что расширит возможности для предпринимательской деятельности. Именно поэтому в течение нескольких последних лет мы занимаемся формированием и практическим внедрением правил единого рынка услуг. Основная его особенность — свобода торговли услугами лицами любой страны-члена в соответствии с дополнительными преференциальными условиями поставки и получения услуг, определенными в Договоре о ЕАЭС. Речь, как вы понимаете, идет об отсутствии ограничений, изъятий и дополнительных требований к поставкам и получению услуг, о неприменении обязательного требования к повторному созданию организации в форме юридического лица на территории любого другого государства — члена союза для оказания услуг. Кроме того, сохраняется действие разрешения на поставку услуг, полученного поставщиком в одной стране союза, в любой другой стране — члене ЕАЭС. Также признается профессиональная квалификация персонала организации — поставщика услуг одной страны-члена на территории другой.
— Сколько сегодня секторов объединяет единый рынок услуг?
— С 1 января 2015 года он действует в 43 секторах услуг. В 2017-м начали реализовываться 20 планов либерализации, итогом которой будет расширение единого рынка еще на 10 процентов. В мае этого года уже приняты решения Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) о переводе в формат единого рынка девяти секторов услуг, которые вступят в силу в течение 2018—2019 годов. Поэтому мы работаем над реализацией правил единого рынка уже по 52 секторам. В совокупности они составляют около 55 процентов объема всех услуг.
Но еще в октябре 2015-го был утвержден перечень секторов услуг, для которых единый рынок услуг еще в 20 секторах должен быть сформирован в соответствии с планами либерализации.
— Давайте поговорим о технической стороне вопроса: как происходит формирование единого рынка услуг?
— Перевод в него любого из секторов услуг автоматически низвергает и нивелирует любые «секторальные» ограничения, изъятия, дополнительные требования и условия, которые могут быть предусмотрены как в отношении поставщика услуг, так и применяемые к получателю услуг. Они могут быть предусмотрены только в индивидуальных национальных перечнях для Беларуси, России, Армении, Казахстана и утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета № 112. Все остальные ограничения, изъятия, дополнительные требования и условия, выявляемые как ЕЭК, так и регуляторами и лицами сторон, являются барьерами, поскольку не соответствуют Договору о ЕАЭС, и должны быть немедленно устранены.
Хочу напомнить, что формирование и функционирование единых рынков услуг не должны привести к ухудшению положения граждан и деловых кругов, к увеличению количества лицензируемых видов деятельности и становлению новых разрешительных требований и процедур. Кроме того, при либерализации необходимо учитывать наилучшие международные и национальные практики — то есть наиболее прогрессивные и наименее обременительные для физических и юридических лиц государств-членов.
Либерализация на марше
— Существуют ли какие-то проблемные вопросы, связанные с реализацией планов либерализации?
— Приведу одну цифру: по состоянию на 1 января этого года прошло более 40 заседаний рабочих групп, 16 совещаний и многочисленные взаимные консультации с членами рабочих групп, во время которых рассмотрели вопросы, связанные с реализацией планов. Однако у членов рабочих групп и компетентных органов государств-членов в связи с отсутствием определения содержательной эквивалентности в договоре возникали трудности при определении ее наличия или отсутствия.
Такая неопределенность разрешена докладом, где было зафиксировано, что для принятия решения о признании разрешений на поставку услуг анализируются только механизмы доступа на рынок услуг (разрешительные требования и процедуры, предъявляемые к услугодателям) и требования к профессиональной квалификации (персонала поставщика услуг).
В соответствии с договором о ЕАЭС деятельность поставщика услуг одного государства-члена на территории другого осуществляется в соответствии с законодательством страны временного пребывания. В случаях, когда содержательная эквивалентность отсутствует, члены рабочих групп, компетентные и координирующие органы государств-членов определяются с минимальным и достаточным уровнем гармонизации на основе лучших международных, а при их отсутствии — национальных практик регулирования в каждом секторе услуг. Все это делается с целью определения оптимальной модели внутреннего регулирования.
В наших планах разработка и заключение соглашения об административном сотрудничестве между компетентными органами государств-членов. В рамочном проекте такого соглашения предусмотрен широкий круг вопросов, обеспечивающих оперативный информационный обмен между компетентными органами государств — членов ЕАЭС. Положения документа должны будут повысить доверие регуляторов одной страны таможенной «пятерки» по отношению к услугодателям. Ведь практически все либерализируемые сектора услуг имеют особое значение для граждан и бизнеса наших стран, которые должны иметь возможность выполнять работы и оказывать услуги беспрепятственно и на гибких условиях на всей территории ЕАЭС уже в будущем году.