В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится большая коллекция фронтовых писем

«Гоним фрицев, как зайцев»

Ветхая, пожелтевшая бумага солдатских треугольников,  почтовых карточек с выцветшими чернилами. Каждая по-своему уникальная и любопытная. Опасаясь военной цензуры, бойцы не могли рассказывать в письмах подробности происходивших событий и жизни на передовой. Однако могли в полной мере выражать свои чувства — гордость, оптимизм, надежду на скорое окончание войны.

Анатолий ГОЛОВКО с военным трофеем — аккордеоном. Фото сделано после участия в Параде Победы в Москве.

 «Дела идут блестяще»

29 июня 1944 года началась Минская наступательная операция. Уже на следующий день войска 1-го Белорусского фронта освободили Любань и Слуцк. Главные силы советских войск подходили к Минску, железные дороги были перехвачены. Темпы наступления составляли 20—40 километров в сутки. Первого июля советские подразделения прорвались в район пересечения Минского и Бобруйского шоссе. Командующий 1-м Белорусским фронтом Константин Рокоссовский в этот день в своем письме жене Юлии и дочери Аде выразил радостные чувства от успехов наступательной операции простым и образным языком: «Дела идут блестяще. Немцев бьем, гоним и ловим, как зайцев. Для них наступил 41 год, отводим душу за все огорчения, причиненные нам в этом злополучном году. Фрицы плохо научились выходить из окружения, и этой возможности мы им не дадим».

Фрагмент письма Константина РОКОССОВСКОГО жене и дочери.
Фото Анастасии СТАХОВСКОЙ

В прошлом году в музей передали материалы Михаила и Евгения Зуевых. Отец и сын, два разных военных пути, две разные судьбы. Михаилу Тимофеевичу довелось участвовать в гражданской войне, перед началом Великой Отечественной он жил с семьей в Минске, затем все эвакуировались в Тамбовскую область. Михаил добровольно ушел на фронт, хотя был немолод и по состоянию здоровья не годен к службе в армии. Участвовал в битве под Москвой, Курской битве, в сражении за Днепр, Харьковской наступательной операции. И все это время судьба щадила его. 14 июля 1944 года он писал в письме жене Настеньке: «Белорусская земля почти целиком освобождена. Орша, Могилев, Бобруйск находятся уже в глубоком тылу, а давно ли они были под гнетом фашизма, да и Минск очень далеко от фронта». В письме высказывал волнение о будущем сына Евгения. Михаил Зуев дождался освобождения Беларуси, но до победы не дошел, погиб в августе 1944 года во время проведения Люблин-Брестской наступательной операции.

Евгений Зуев перед войной только закончил девятый класс школы в Минске. Ушел в партизаны, с 1942 года боролся в тылу врага в бригаде имени С.М. Кирова Могилевской области. Уже с 1943 года молодой и активный Евгений стал командиром отделения. Занимался разведкой, диверсионной работой, участвовал в разгроме немецких гарнизонов, встречался со связными, вел наблюдение за передвижением немецких войск в районе Бобруйск — Жлобин. За время, проведенное в тылу, Евгений Зуев в составе диверсионных групп участвовал в подрыве 19 немецких эшелонов. Он пишет письмо матери и сестрам 4 августа из Минска, где в тот момент учился на партийно-советских курсах: «27 июня, как раз в день моего рождения, когда мне исполнилось 20 лет, наша партизанская бригада соединилась с Красной Армией. Немцам здесь был дан большой «сабантуй» — ни один не ушел». И дальше он описывает, как налаживается жизнь и работа его друзей в освобожденных городах. Он еще не знает о гибели отца, и его письмо наполнено радостью и оптимизмом. В постскриптуме Евгений добавил: «Сегодня же напиши письмо папе».

Герой Советского Союза Алексей Николаевич Юрин, уроженец Брянской области, командир 222-й стрелковой дивизии 33-й армии 2-го Белорусского фронта, участник обороны Москвы, освобождения Беларуси и Литвы. 21 июля 1944-го присвоено звание Героя Советского Союза, 26 июля погиб в Пруссии. В письме жене от 9 июля 1944 года, сдержанном и переполненном патриотическими строками, он не скрывает гордость и радость, что его отмечают в приказах Верховного Главнокомандования. Об участии в операции «Багратион» высказывается так: «Я удовлетворен и горжусь тем, что я также являюсь участником этой героической битвы».

Алексей ЮРИН (стоит) с командным составом 110-й стрелковой дивизии ополчения Куйбышевского р-на г. Москвы на Западном фронте. 1942 г.

Повод для особой гордости

Анатолий Александрович Головко в шестнадцать лет добровольно ушел на фронт. Как писал в своих воспоминаниях, оставил маме записку и сбежал воевать к отцу, который командовал стрелковым полком. Война заставила молодого парня быстро возмужать. В составе 13-й воздушно-десантной бригады дважды десантировался в тыл врага, первый раз — перед битвой на Курской дуге. Участник освобождения Минска, получил многочисленные благодарности за освобождение белорусских городов. Участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. После войны получил юридическое образование и впоследствии преподавал на юридическом факультете БГУ и стал одним из ведущих ученых-юристов Беларуси. Он писал матери из Лиды 10 июля: «Знаю, как вам приятно читать в газетах о нашем наступлении. Мама, никогда не ожидал, что в этих местах так хорошо встретит нас население».

Мы гордимся, что храним подобные реликвии, которые позволяют заглянуть в прошлое и увидеть личность и судьбу отдельно взятого человека на фоне грандиозных исторических событий.

Анастасия СТАХОВСКАЯ, старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter