Голые берега

Августовский канал: убытки вместо прибыли

Августовский канал: убытки вместо прибыли


Чем чаще бываю на Августовском канале, тем больше удивляюсь его контрастам. На первый взгляд выглядит здесь все достойно: почти нетронутая природа, ухоженные берега, старинные шлюзы, резвые водопады, тихие затоки... Настоящая жемчужина в 30 километрах на север от Гродно! Но стоит туристу сойти с теплохода на причал, он тут же теряется. Где обещанные уютные прибрежные кафе, гостиницы, кемпинги, магазины со свежими продуктами, форелевые пруды, летний амфитеатр и автостоянки? Как было в начале лета 2006 года, когда канал только открылся после реконструкции, так все и осталось до сих пор... Почему инфраструктура объекта, в реконструкцию которого вложено 40 (!) миллиардов бюджетных рублей, за два с лишним года не изменилась? «СБ» неоднократно поднимала эту проблему. В конце летнего сезона есть повод вернуться к ней снова.


...На судоходный шлюз «Немново», расположенный на 102–м километре канала, я всегда отправляюсь с удовольствием. Это место привлекает перепадами уровня воды почти в десять метров. Теплоход, заходя в плотно закрытые деревянными воротами камеры, постепенно поднимается на нужную высоту. В стенах шлюза можно разглядеть выщербленную старую кладку, сделанную каменщиками в первой половине XIX века. Преодолев за час гидросооружение, оказываешься у построенного в 1830 году домика шлюзового смотрителя. Там можно, на первый взгляд, неплохо отдохнуть. В отремонтированном здании — три комнаты, кухня, современная мебель.


Но на этом удобства заканчиваются: туалет — во дворе, до ближайшего магазина — почти два километра. Мои приезжие друзья, с которыми отправился в выходной день в августовское путешествие, были несколько озадачены. Им хотелось посидеть не где–нибудь под кустом с бутербродами, а съесть вкусный обед за столиком в уютном кафе. Но где его найти?


В такой нелепой ситуации оказывались, без преувеличения, тысячи туристов. Да, в деревне Немново наконец–то запланировали строительство кафе на 30 мест.


Но где заказчики были раньше?..


Пока лишь готовится проектная документация. Первый же колышек в новый объект планируется забить только к концу года. Еще одно кафе, и тоже пока на бумаге, вырастает у деревни Домбровка, рядом со шлюзом с таким же названием. Также из средств областного бюджета будет построена гостиница на 20 мест, которая разместится у деревни Черток. Срок сдачи этих важных объектов — 2010 год. Похоже, и будущим летом туристам снова не придется рассчитывать на достойный сервис. Жаль...


А ведь вначале все представлялось иначе. Создание инфраструктуры во многом связывалось с частным капиталом. Где он? Рассчитывать, похоже, на него не приходится. Почему? Борис Богданец, генеральный директор областного унитарного предприятия «Гродномелиоводхоз», на балансе которого находится Августовский канал, объясняет так:


— Частники ищут только сиюминутную выгоду, поэтому не идут нам навстречу. Дельные предложения от них можно сосчитать по пальцам одной руки.


Действительно, крупные инвесторы пока выжидают и в очереди, чтобы вложить в инфраструктуру канала деньги, не стоят. Но это не значит, что они вообще не проявляют интереса к объекту. И в «Гродномелиоводхозе» об этом знают, но, как ни странно, особой радости по этому поводу не испытывают. Почему? Я сделал вывод, что на предприятии боятся конкуренции. Постараюсь это подтвердить на конкретном примере.


Одним из первых предложил свои услуги индивидуальный предприниматель Сергей Зыбель. Он сам производит лодки, катамараны и может предложить различные услуги. В 2006 и 2007 годах на его «судах» отдохнули многие туристы. Но, чтобы расширять бизнес, ему надо строить стационарные пункты проката, кемпинг. Сергей Зыбель уже подготовил их проект, согласовал его со всеми инстанциями, но неожиданно получил отказ от... «Гродномелиоводхоза». Фактический хозяин канала посоветовал подобрать другое, менее людное место, так как площадка возле шлюза «Домбровка» вдруг понадобилась самому предприятию.


Продолжением стало отлучение предпринимателя от оказания услуг в нынешнем сезоне.


— В этом году «Гродномелиоводхоз» запретил мне осуществлять прокат плавсредств на канале. Конечно, я понес большие убытки. Но руки не опустил. Свою позицию отстаивал в областном Комитете госконтроля. Меня поддержали в облисполкоме и разрешили строительство. Будет пять пунктов проката и кемпинг возле шлюза «Домбровка».


Специалисты Комитета государственного контроля не впервые обращаются к теме Августовского канала. Еще на стадии разработки проекта они «отрезали» от первоначальной сметы 9 миллиардов рублей, непонятно на что предназначавшихся. Впрочем, оставшаяся сумма — 40 миллиардов рублей — тоже впечатляет. Но, чтобы вернуть эти огромные деньги, потраченные государством, надо, чтобы туристический объект сам отрабатывал вложенные в него средства. Пока об этом можно только мечтать. Так, в 2007 году предприятие «Гродномелиоводхоз» от содержания и эксплуатации канала понесло убытки в 158 миллионов рублей. Нынче ситуация не сильно изменилась: за шесть месяцев минус составил 69,3 миллиона рублей.


Впрочем, удивляться нечему. «Гродномелиоводхоз» раньше никак не соприкасался с туристическим бизнесом, а теперь на него «повесили» дорогостоящий объект международного уровня. Как тут быть? Мелиораторы стали осваивать новый вид деятельности, но не забывали и о поддержании судоходства. Для этого создали специальную службу из 15 человек, выделили ей технику. Привели в порядок и купленный в прошлом году теплоход «Неман». Купили 15 новых катамаранов и 13 лодок. Но это, скажем прямо, полумеры. Настоящий туристический бизнес не организуешь, когда в зоне канала нет канализации, артезианских скважин, электро– и газоснабжения. Все это только планируется сделать. А пока работают лишь временные пункты торговли и проката.


И все же отдыхающих, особенно по выходным, здесь много. Проводятся слеты, сплавы байдарочников. Часто приезжают экскурсионные автобусы. Но не каждый отдыхающий, простояв два часа на солнцепеке в очереди на единственный теплоход, захочет сюда снова возвращаться. А из других развлечений тут только катамаран да лодка.


Излишне говорить, но на такой «сервис» иностранный турист не клюнет. А ведь Августовский канал реконструировался для того, чтобы быть открытым для соседних стран — Польши и Литвы. Регулярное водное сообщение с ними позволило бы привлечь сюда людей, а значит, и выйти на прибыль. Несмотря на проблемы, заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Гродненского облисполкома Михаил Кажуро полон оптимизма:


— На днях стартовал необычный проект — «Августовский канал. Неизвестная Европа». Он рассчитан на два года и будет финансироваться на средства Евросоюза, к которому белорусская и польская стороны обратились за помощью. Нас поддержали. Недавно Совет Министров Беларуси одобрил и зарегистрировал этот проект. Его общая стоимость — 740 тысяч евро, причем 440 тысяч предназначаются нам. Эти деньги пойдут на создание в Гродно туристско–информационного центра, открытие новых туристических маршрутов, выпуск буклетов и карт, на обучение инструкторов водного туризма.


Безусловно, это уже шаг вперед. Но проблемы на этом не заканчиваются. Без создания современной инфраструктуры Августовский канал не сможет стать крупным туристическим центром. Это очевидно. А так хотелось бы, чтобы это произошло...


Компетентно


Председатель Комитета госконтроля Гродненской области Сергей Ровнейко:


— Пока Августовский канал не приносит дохода. Он еще не стал популярным местом массового отдыха. Во многом потому, что в течение двух лет с момента завершения реконструкции не был построен ни один из объектов, предусмотренных архитектурно–планировочным проектом, разработанным БелНИИП градостроительства. Отсутствие в Гродненской области единого координационного центра не позволяло решать вопросы комплексного развития канала. Неоправданно затягивались сроки расширения его инфраструктуры, не предпринималось достаточно мер по поиску источников финансирования. Надо срочно разработать республиканскую комплексную программу развития Августовского канала и внести ее на рассмотрение в Правительство. Необходимо подключить все заинтересованные министерства и ведомства, чтобы сделать объект привлекательным для туристов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter