Чем отличаются буренки, одну из которых фермер подарил Президенту

Голштин и Венера

Подарок от Президента обживается в экспериментальном хозяйстве воложинского фермера

Эта необычная история началась во время посещения Президентом нового экорынка «Валерьяново». Глава государства, как известно, разговаривал  там со многими продавцами и покупателями. Интересная беседа произошла и с фермером из Воложинского района Александром Швидким. На рынке Александр Владимирович продавал товары  собственного производства: кисломолочные продукты, сыры, мед... Разговор зашел о преимуществах разных пород коров, вспоминает при встрече с корреспондентом «СГ» фермер. Растит редких айрширских и джерсейских буренок. Вышло так, что Президент пообещал подарить ему бычка-голштина, а фермер отправил в качестве ответного презента буренку красной породы. Обмен произошел буквально на днях. Корреспонденты «СГ» отправились посмотреть, как малыш обживается на новом месте.

На снимке: фермер Александр Швидкий с дочерью Алисой выпаивают молоком подаренного Президентом бычка.

Фермера застали во время косьбы. Вместе направились к небольшому сараю для телят. Имени у президентского подарка пока нет. Возможно, в его документах, которые получат в ближайшее время, указана какая-то кличка. Голштина подселили к миниатюрным, похожим на оленят джерсеям и айрширам. Ведет он себя спокойно, отличается отменным аппетитом. Когда дочь Александра, тринадцатилетняя Алиса, протянула бычку бутылку с молоком, тот набросился на соску и даже сорвал ее. Понемногу пробует и комбикорм, и сено, а на вольном воздухе рвется в поля... 

Александр Швидкий родился в Украине, но большую часть жизни провел в Минске. Пробовал себя в разных сферах: слесарном деле, радиоэлектронике, строительстве. У фермера трое дочерей: старшие уже взрослые, работают в рекламном бизнесе, младшая, Алиса, из города приезжает помогать. Жена Швидкого пока полностью не перебралась в деревню.

— Делаю ремонт в квартире, чтобы жилось комфортнее, — поясняет он.

А начиналось все с дачи в Воложинском районе, которую будущий фермер купил поблизости от усадьбы друга. Интерес к деревне у него был всегда. Появилась мысль заняться производством натуральных продуктов. Сначала взял землю под личное подсобное хозяйство, арендовал четыре гектара, потом добавились фермерские поля… Примерно четыре года назад Александр перебрался в деревню Забрезье Воложинского района.


— Хотелось сделать что-то для людей, — объясняет мотивы своего поступка. 

Изучив теорию, Александр решил найти и разводить красных коров — айрширов и джерсеев: их молоко идеально для получения сыров. С трудом удалось выйти на единственного заводчика таких буренок в Витебской области. Пять телок пришлось ждать целый год. Чем же они так хороши?

— Если человек интересуется здоровым образом жизни и однажды попробует молоко от красных коров, то больше другое пить не захочет, — объясняет фермер. — В разговоре с Президентом речь зашла о жирности. Черно-пестрая может дать больший удой, но за счет воды. Колеблются и показатели содержания белка. Жирность молока джерсейской породы стабильно от 6 до 8 процентов, белка — 4 грамма. 

Интересно, что молоко этих буренок желтовато-красное с крупным жировым шариком. Как объяснил мне фермер, у джерсеев каротин в молоке в чистом виде, у айрширов — в синтезированном. Есть достоинства у того и другого. Смешав, он получает два в одном.

В центре буренка айрширской породы, по бокам — джерсеи.

Во время дойки познакомилась со стадом. Мама телочки Венеры, которую подарили Президенту, на первый взгляд мелкая: Даяна весит около 350 килограммов. Однако продуктивность — до 20 килограммов в сутки. По словам фермера, для подарка он выбрал самую красивую и перспективную буренку. Любопытный факт: слово «джерсей» — от британского острова Джерси. Еще их называют морской породой коров. Говорят, моряки даже брали рыжих буренок на корабли: они хоть и небольшие, а молоко дают как обычные. Всего в хозяйстве Александра Владимировича 24 коровы (дойных до десятка), 30 коз.

Как вышел разговор на то, чтобы обменяться телятами с Президентом? 

— У нас в стране взят курс на голштинизацию, — описывает детали фермер. — Но голштины очень чувствительны к кормовой базе. Если что-то не так с содержанием или рационом, сразу сбрасывают надои, болеют. А красный скот, можно сказать, по генетике аборигенный, близок к африканским коровам. С кормлением не то — надой снизится, но в течение нескольких дней снова восстановится. Европейцы разделились: северные страны (Финляндия, Норвегия, Дания) за красный скот, те, что западнее, — за голштинов. Мне хотелось бы популяризировать и красных буренок. 

На вид худые, костистые коровки способны давать молоко жирностью до 8 процентов. Вымя у джерсеев напоминает не чашу, а ванну. Телятами у фермера интересуются многие, но пока хочет нарастить поголовье. Не обошлось без сложностей: были нюансы с покрытием миниатюрных джерсеев, пришлось завести племенного быка.

— Спрос на наши продукты неограниченный, постоянных покупателей много. Даже не успеваем выдержать сыры: все готовы скупить, — объясняет он. — С торговлей помогает племянник, в «Валерьяново» наши продукты с четверга по воскресенье. А еще собираем заказы для интернет-магазина.

Дочь главы фермерского хозяйства Алиса Швидкая с подаренным бычком.

Подоить стадо с помощью аппаратов помогает фермеру соседка. Идет ремонт помещений под сыроварню и специальный склад для хранения сыров. Рецептами Александр занимается сам, много общается на тематических форумах. Говорит, в продаже можно найти все закваски, чтобы изготавливать самые сложные сыры: французские кроттен, валансе, с голубой плесенью — горгонзолу. Осилил и все разновидности каччот: с обсыпками, орехами, травами. Есть и тянутые сыры: моцарелла, пальчотта, буратта, сулугуни… 

Спрашиваю, какой сыр нравится самому фермеру. 

— Президент такой же вопрос задавал. Я не любитель сыра, предпочитаю кисломолочные продукты, йогурт например. Сейчас у нас 110—120 килограммов молока в сутки. Когда все отелятся, будет 250. Плюс козье молоко.

Глава фермерского хозяйства Александр Швидкий.

Перенимать секреты сыроварения к Александру недавно приехали две молодые минчанки. Говорят, опостылела городская жизнь, а в деревне нашли себя. А не разочаровался ли сам минчанин?

— В сельском хозяйстве четыре года — очень маленький срок, — рассуждает он. — Оно требует больших трудозатрат. Но здесь чувствуешь, что ногами стоишь на земле, а не горят на асфальте пятки. Не все меня устраивает, но вижу потенциал, есть куда развиваться дальше.

Соседи помогают фермеру пасти и доить скот.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter