Как улучшить селекцию животных

Голштин и черно-пестрая: две большие разницы

Ученые работают, лучшие хозяйства стараются, есть хорошие племпредприятия, а от 2-тонных удоев никак не уйдем. Почему?

У МОЛОЧНОГО направления особая роль в животноводстве. Это важнейший источник ежедневного пополнения банковских счетов хозяйств. Инвестиции в модернизацию отрасли дали положительные результаты. Почти 40 процентов молочно-товарных ферм работают по современным технологиям. Однако мало построить хорошее здание и установить новейшее оборудование. Нужно еще полноценно и дешево накормить животных достаточным количеством качественных кормов, позаботиться об их здоровье. Немаловажное значение имеет и генетика стада. Как создаются высокопродуктивные породы, типы и линии животных, какие новые методы используются, на какой мировой опыт стоит опираться? Ответы на эти вопросы искал обозреватель «СГ».


ЧТОБЫ наше, а 60 процентов произведенного мы экспортируем, активно покупали, оно должно быть конкурентоспособным, обходиться производителю дешевле. Это возможно, если, например, от коровы получать 10 тонн молока в год, а не от двух — по 5. Возможно ли это?

Председатель знаменитого СПК «Агрокомбинат Снов» Николай Радоман однажды заявил в шутку и всерьез: если потенциал коровы 5—7 тысяч килограммов, то ее хоть шоколадом корми, больше не получишь. Вот почему при добротных рационах во главу угла ставится селекция.

До начала 70-х годов прошлого века у нас разводили различные породы скота: костромскую, ярославскую, холмогорскую и другие. Всего около десятка. Затем приняли решение перейти на одну — белорусскую черно-пеструю молочно-мясной направленности. На определенном этапе это сыграло положительную роль. По генетическому потенциалу животное этой породы на 100 килограммов живого веса давало 800 килограммов молока. Но сегодня этого мало.

По мировым меркам, утверждает генеральный директор НПЦ по животноводству НАН Николай Попков, конкурентоспособная корова должна давать в два раза больше при затратах 0,85—0,90 кормовой единицы на килограмм молока. Поэтому жизнь требует создания в стране специализированного молочного типа КРС, который бы соответствовал современным требованиям.

Можно решить проблему просто — ввезти из-за рубежа достаточное количество молочного поголовья. Но это дорогостоящий путь. К тому же возникают ветеринарные вопросы. В целях безопасности резко сокращен перечень государств, из которых разрешен ввоз скота.

 И еще нюанс. Беларусь взяла курс на производство молока в условиях крупных комплексов, ставится задача 80 процентов дойного стада содержать там. Промышленная технология требует особых условий и таких же животных. Рожденные в Канаде или Германии могут нам не подойти. Надо создать свой, белорусский тип коровы, адаптированный к условиям промышленного содержания и доения, способный обеспечивать конкурентоспособное производство молока.

Над этой задачей трудятся ученые НПЦ по животноводству вместе со всей племенной службой страны. Она решена уже процентов на 70. Условно будущий тип этих животных будет называться белорусский голштин. Николай Попков полагает, что к 2020 году работы завершатся, пройдет официальная регистрация породы.

В ЧЕМ разница между черно-пестрой породой и голштином? Если кратко и популярно, голштины более растянуты в длину, высоконогие, с вытянутой ваннообразной формой вымени. Но самое главное — реальный потенциал черно-пестрой на уровне 5—6 тысяч килограммов за год, голштина — почти в два раза выше.

Процесс голштинизации непростой, требует много времени. Как его ускорить? Зоотехники любят шутить: много молока бывает от быка. Однако это истинная правда: племенные качества стремятся улучшить через гены отцов будущих телочек. Но как эти гены безошибочно определить?

Основное улучшение молочного стада идет через достоверно оцененных быков. В передовых странах отбирается примерно 1—2 процента быкопроизводящих коров. В Беларуси таких 10 тысяч. Отбор бычков на племя жесткий. Из тысячи остается 150, которые дают потомство. Для этой работы требуется много времени и средств. Их можно сократить, если внедрить геномную оценку животных.

Один из родоначальников научной селекции английский скотозаводчик Чарльз Колинг как-то сказал в сердцах: «Легче найти сотню людей, способных занять пост премьер-министра Англии, чем правильно оценить качества одного породистого быка». С тех пор наука много сделала, чтобы опровергнуть его слова. В США и Канаде сейчас действуют десять проектов по исследованию фундаментальных основ геномной селекции и практическому применению в животноводстве. В число стран, где геномная селекция отнесена к разряду стратегических направлений, относятся Франция, Германия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Финляндия, Швеция и некоторые другие. В общей сложности на это тратятся миллиарды долларов.

Для проведения геномной оценки нужна специализированная лаборатория. Четыре года назад в Гродненском государственном аграрном университете открыли научно-исследовательскую лабораторию «ДНК-технологии». Ректор Витольд Пестис пояснил: она позволила найти ответы на сложные вопросы. В частности, проводить оценку достоверности происхождения животных, определение генов, ответственных за наследственные заболевания, хозяйственно-полезные признаки, устойчивости к стрессу и многое другое. Одновременно сотрудники помогают и людям: устанавливают отцовство и материнство, предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету 2-го типа, остеопорозу. Лаборатория также позволяет выявить генно-модифицированные продукты в пище и кормах для животных.

И все же этого мало. Лаборатория определяла лишь отдельные генетические аспекты. А жизнь требовала полной, комплексной геномной оценки. Такая возможность недавно появилась. В начале года за счет средств инновационного фонда Гродненского облисполкома закуплено специальное оборудование, оно сможет приступить к работе примерно через месяц.

Что это дает? Появится возможность для геномной оценки животных более чем по 50 тысячам параметров, которые ассоциированы с хозяйственно полезными признаками, считает заведующая лабораторией Ольга Епишко. То есть можно будет быстро определить, способен ли бычок дать высокопродуктивное потомство или его лучше сразу отправить на мясокомбинат.

Заведующий лабораторией разведения и селекции молочного и мясного скота НПЦ по животноводству НАН Иван Коронец заявил: лаборатории, в которой появится возможность делать геномную оценку, достаточно одной на всю страну. Она позволит сделать значительный шаг вперед в деле улучшения селекционного процесса и в конечном счете производительности отрасли.

РЯД хозяйств, не дожидаясь, когда им, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой поднесут геномную оценку и высокопродуктивный скот, идут к этому самостоятельно. Прежде всего это относится к маякам, достигшим 10-тонных надоев от коровы. Например, СПК «Агрокомбинат Снов» за десять лет последовательной работы создал полноценное стадо голштинской породы.

Сначала использовали генетический материал лучших быков из Канады, Германии, Голландии, чем из года в год улучшали породные качества потомства, создавали задатки для высоких надоев. А затем стали брать семя на Несвижском племпредприятии, где, как и на других аналогичных, появился достойный национальный ресурс, позволяющий поддерживать генетику животных на высоком уровне. Обходится дешевле и валюта экономится. Также есть возможность оценить качество материала, самим посмотреть отцов будущих телят.

Подбор быков индивидуальный для каждой коровы. Одновременно прослеживается, насколько успешное потомство, какова продуктивность дочерей, родившихся от того или иного быка.

Как это выглядит на практике? Если, допустим, корова дает 10 тысяч килограммов, но есть недостатки в вымени, строении тела или жирности, подбирают такого производителя, чтобы этих дефектов не было у дочери, поясняет главный зоотехник Николай Чернявский. Кстати, хозяйство охотно делится лучшими породными качествами со всей страной. Здесь 560 быкопроизводящих коров, их потомство поставляется на племпредприятие в Орше, чтобы распространить высококачественный генетический материал по Беларуси.

Далее. От хороших родителей появилась на свет телочка. Заложенные в ней качества надо воплотить в жизнь. Для этого особое внимание уделяется выращиванию молодняка, чтобы к 14 месяцам телочка весила 400 килограммов и была готова к осеменению.

УЧЕНЫЕ работают, лучшие хозяйства стараются, есть хорошие племпредприятия, телочки рождаются от производителей с высоким генетическим потенциалом. На этом фоне, казалось бы, давно должны уйти в прошлое надои в 2—3 тонны от коровы в год. Но хозяйств с такими показателями немало. Почему?

Слабо ведется селекция молодняка, считает доцент кафедры частной зоотехнии Гродненского государственного аграрного университета Александр Павленя. При сверхнормативном выбытии коров на многих фермах все телочки направляются на обновление стада. А надо худших по продуктивности первотелок выбраковывать, но на это не идут из-за боязни снизить поголовье. В результате снижается надой в среднем от коровы.

Нужны иные подходы. Чтобы воплотить в жизнь генетику, заложенную в молодняке отцом и матерью, надо для ухода за телочками подбирать самых ответственных животноводов и платить им высокую зарплату. Как и тем, кто занят раздоем первотелок.

gedroiz@sb.by

Об этом говорилось на республиканском семинаре-совещании

Повышение продуктивности в молочном скотоводстве должно быть обеспечено и за счет системной селекционно-племенной работы. Здесь решающее слово за учеными. Популяция голштинского скота по продуктивности в два раза превосходит нашу черно-пеструю породу. Глава государства поручил Правительству совместно с облисполкомами обеспечить соответствующий уровень селекционной работы и подготовить необходимые кадры для этого направления.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter