Не всем странным находкам дано научное объяснение

Головоломки из далекого прошлого

На данный момент Антикитерский механизм (такое название он получил по имени греческого острова, около которого был найден) — фактически первая странная находка, получившая внятное научное объяснение. Однако “очереди на расшифровку” ждут сотни загадочных и не укладывающихся в исторический контекст предметов, более известных под условным названием “неуместные артефакты”. Мы отобрали наиболее интересные из них.

Астрономия “по Гиппарху”


Затонувший античный корабль с грузом статуй, монет, ювелирных изделий и керамики обнаружили между Кипром и Пелопонессом в 1900 году. В то время на облепленный известняком кусок бронзы никто не обратил внимания. И только через полвека, копаясь в запасниках Национального археологического музея в Афинах, английский историк Дерек Джон де Солла Прайс открыл миру эту вещь. На просвет в рентгеновских лучах стало видно, что это частично сохранившийся механизм с бронзовыми циферблатами и стрелками. Учитывая местоположение корабля, предположили, что он шел с Родоса, где как раз в это время работал знаменитый астроном и математик Гиппарх Никейский. Ученые защищали диссертации и ломали копья в жарких спорах, что это — древнегреческий компьютер, деталь корабля пришельцев или спусковой механизм древней ядерной бомбы?

Пытались разобрать надписи, которые покрывали практически всю поверхность находки. Учитывая кошмарное состояние артефакта, задача была сложной. Расшифровка заняла более десяти лет. И вот недавно на конференции в Афинах было объявлено: Антикитерский механизм не что иное, как древнегреческий учебник по астрономии. И хотя, по сути, он действительно связан с космосом, к “зеленым человечкам” не имеет никакого отношения. Обидно, конечно...

За две тысячи лет до Вольта


В Национальном музее Ирака находятся экспонаты, которые относятся к периоду Парфянского царства (250 год до н.э.). Это глиняные вазы различных размеров с залитыми битумом горлышками, в которые вставлены медные цилиндры, а посредине воткнуто по железному пруту. В 1936 году немецкий археолог Вильгельмом Кенинг выяснил, что, если сосуд заполнить уксусом, получится источник тока напряжением около 2 вольт. Кроме того, вазы вполне могли бы быть использованы для гальванизации (она впервые была применена в начале XIX века).

Заинтригованный Вильгельм Кенинг решил пересмотреть запасники иракского музея. Каково же было его удивление, когда он обнаружил посеребренные вазы, относящиеся к 2500 году до н.э., идеальность покрытия которых не оставляла сомнений в том, что оно было нанесено электролитическим методом. Что называется, привет Луиджи Гальвани из 2 тысячелетия до нашей эры.

Нержавеющее железо


Одна из достопримечательностей Дели — Железная, или Куттубова колонна. Ее возраст 1600 лет, высота 18 метров, вес 17 тонн. Она была сделана во время правления царя Чандрагупты II из практически чистого железа, которое не ржавеет. Одно время предполагалось, что это сталь. Однако химический анализ показал 99% железа, примеси кремния, серы, азота и несколько повышенное содержание фосфора. Чуть ли не каждый год ученые пытаются доказать, что в Железной колонне нет ровным счетом ничего странного, но как-то не выходит.

Считается, что, если стать к колонне спиной и охватить ее сзади руками, это принесет счастье, а загаданное желание исполнится.

Рукопись колдуна


Редко какой артефакт может похвастаться таким количеством определений “неизвестный” в обозначении своих составляющих. Рукопись Войнича (названа по фамилии антиквара, который приобрел ее первым) — красивый иллюстрированный каталог неизвестно чего, написанный неизвестно кем на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита. Есть от чего ученым мужам почесать затылки.

Согласно результатам радиоуглеродного анализа, рукопись создана между 1404 и 1438 годами в эпоху раннего Возрождения. Текст ни на один земной алфавит не похож даже отдаленно, расшифровке не поддается и ставит в тупик криптографов. Судя по иллюстрациям, рукопись подразделяется на шесть разделов: ботанический (содержит неизвестные, но тщательно прорисованные растения), астрономический (тут хотя бы что-то знакомое — 12 созвездий), космологический (странные диаграммы и карты), фармацевтический, биологический и рецептный. Честно говоря, все это похоже на так называемый гримуар (книгу колдуна), но и это не доказано. Как бы то ни было, рукопись Войнича считается сейчас самой загадочной книгой в мире.

Первым делом — вертолеты


Вертолет, дирижабль, планер и подводная лодка (причем в таком виде, что вряд ли оставляют какие-то сомнения) изображены на одной из панелей храма Осириса в древнем городе Абидос. Время строительства — 1200 год до н.э. (XIX династия фараонов). Украшение зала, где обнаружили несвоевременные “следы научно-технического прогресса”, относится к периоду правления самого знаменитого фараона Египта — Рамсеса II. Официально считается, что эти странные картинки — палимпсесты. Так называют вторичные изображения, нанесенные поверх существовавших ранее. В данном случае считается, что картуши (имена и титулы в иероглифическом виде) завершившего строительство храма Рамсеса II были нанесены на находившиеся тут ранее картуши его отца Сети I (с какой стати?), который начал строить храм. И якобы за тысячелетия штукатурка обвалилась, что и создало иллюзорные образы машин XX века. Надо ли говорить, что в эти объяснения мало кто верит.

КОМПЕТЕНТНО

Вадим Лакиза, археолог, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Института истории НАН:


— Действительно, существует большое количество археологических находок, предназначение которых ученые не могут объяснить. А учитывая тот факт, что в современном обществе весьма популярны различные мистические трактовки событий (тут, несомненно, сыграли свою роль кинематограф и СМИ), люди склонны в таких случаях предполагать, что какой-то непонятный предмет — как минимум утерянная деталь космического корабля пришельцев, как максимум — секретный прибор, сконструированный существовавшей прежде и погибшей высокоразвитой земной цивилизацией.

В принципе, как историк я не вижу ничего плохого в таких фантазиях людей (но не ученых). Нельзя не признать — иногда именно со странных идей начинается путь к великим открытиям. Классический пример — история открытия немецким предпринимателем и археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом легендарной Трои, в реальность существования которой никто из серьезных ученых не верил.

Тем не менее специалист в своей работе должен руководствоваться достоверными фактами. А они таковы: пока мы не можем объяснить с научной точки зрения некоторые археологические находки. Но вряд ли тут присутствует какая-либо мистическая составляющая. Вполне возможно, что предмет, который кажется нам загадочным и необъяснимым, для человека той эпохи был настолько же бытовым, как для нас вилка. Однако мы существуем уже в другом временном измерении. В сохранившихся хрониках и рукописях люди не склонны подробно описывать предметы быта — только важные исторические события. Вот и получается, что дело не в мистике, а в банальном недостатке информации. И, кстати, с течением времени ученым практически всегда удается докопаться до истины. Так произошло и в случае с Антикитерским механизмом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter