От легкого испуга до инвалидности: ежедневно в РНПЦ неврологии и нейрохирургии поступают до 40 детей с травмой головы

Головная боль родителей

Лето — пора трюковых самокатов и велосипедов, качелей и распахнутых настежь окон. Именно эти факторы приводят пациентов до 16 лет в приемное отделение клиники. Последствия самые разные. Иногда тяжелая черепно-мозговая травма заканчивается летально. Корреспондент «Р» узнала, в каких случаях родителям надо бить тревогу.

Качели — одно из травмоопасных мест.

Не крылатые качели

С 12-летней Полиной мы разговариваем в приемном отделении РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Утром она сама вызвала себе скорую, когда почувствовала боль в затылке и тошноту. Вчера девочка упала с качелей. Из свидетелей происшествия только сестренка, но родственницы договорились, что о падении Поли никому ни слова.

— Я боялась, что мама будет ругать, — смотрит исподлобья Полина, теребя длинную прядь светлых волос. Рядом сидит бабушка Людмила Сергеевна. Она даже не успела испугаться за внучку. Поля вызвала бабушку по настоянию скорой — кто-то из взрослых должен быть дома.

— Я соскользнула с сиденья и упала прямо под качели, — говорит тонким голосом девочка. А потом качели ударили по голове. Болит голова и подташнивает. Испугалась. 

В приемном отделении самостоятельную пациентку встретил дежурный врач-нейрохирург Артем Пацеев: 

— Мы хирурги и должны увидеть целостную картину. Проводим осмотр. Оцениваем неврологический статус пациента, жалобы. В данной ситуации была выполнена компьютерная томография для исключения повреждения костей черепа и внутричерепных травм, например, ушибов головного мозга, которые дают именно такую симптоматику вначале. Здесь все хорошо. Никакого сотрясения нет. Исключена всякая черепно-мозговая травма. Ушиб мягких тканей головы. Относиться к этой ситуации надо как к синяку на руке. 90 процентов детей, которые к нам поступают, к счастью, не имеют серьезных повреждений.

Артем Пацеев: «Мы хирурги и должны увидеть целостную картину».

Пора трюков

В РНПЦ детской неврологии и нейрохирургии ежедневно поступают 20—40 пациентов с травмой головы, которая может быть получена в бытовых условиях или на улице. В зависимости от сезона меняется ее специфика. Современное лето — пора трюковых велосипедов и самокатов, а также открытых настежь окон, из которых может выпасть не только кошка. Дети до определенного возраста не боятся высоты и выходят на улицу через форточку, как через дверь. А еще мальчиков и девочек манят деревья, горки и качели. 

— Дети пытаются выполнять трюки, но, когда учишься, возможно падение, — обращает внимание врач-нейрохирург Александр Корень. — Не каждый трюк выполним ребенком. Появляются в том числе мозговые травмы с последствиями. К нам в приемное отделение обращаются дети до 16 лет. Нейрохирург на основании осмотра и обследования определяет, есть ли у пациента черепно-мозговая травма.

Александр Корень.

Доктор поясняет, что такие повреждения у юных больных протекают специфически. Тяжесть черепно-мозговой травмы не всегда соответствует клинической картине:

— Ребенок может пребывать в ясном сознании, не предъявлять жалоб, но при этом у него будет та или иная степень черепно-мозговой травмы, в том числе перелом черепа или внутричерепные кровоизлияния. Бывают моменты, что травмирующий агент незначительный, но последствия столкновения с ним серьезные. Например, ребенок упал с дивана, ударился головой об пол, заплакал и успокоился. Казалось бы, травма минимальна, а через какое-то время он поступает к нам в тяжелом состоянии с внутричерепной гематомой, которая требует оперативного хирургического лечения. Как правило, наши граждане в большинстве случаев обращаются в медицинское учреждение сразу после инцидента.

Так поступили и родители малыша, которые ожидают результата обследования возле кабинета дежурного врача. Ситуация, каких множество: ребенок упал с кровати, родители прибежали на крик. О том, что совсем недавно пережил мальчик, говорит синее пятно на лбу. Папа спокоен: если бы не синяк, то и не поехали бы в больницу. К счастью, для этой семьи все обошлось благополучно. Обследование не показало отклонений от нормы. 

Значимы первые сутки

За полгода в центр с легкой черепно-мозговой травмой обратились 265 человек, средней тяжести — 128 и четыре человека получили тяжелые повреждения, которые лечили нейрохирурги. В случае тяжелой черепно-мозговой травмы необходима длительная реабилитация. Иногда такие удары заканчиваются гибелью. 

— Как понять, что у мальчика или девочки есть проявления травмы головы, если ребенок, например, не рассказал об ударе? — интересуюсь у Александра Петровича. 

— Если где-то гулял, бежал, упал, продолжил гулять, вернулся домой и ни на что не жалуется, симптомы отсутствуют, то и черепно-мозговой травмы нет. Но когда наблюдаются вялость, сонливость, головная боль, рвота, необходим осмотр врача. Как правило, черепно-мозговая травма проявляется в первые сутки. Последствия наступают в основном после тяжелых повреждений. 

— Каковы должны быть действия родителей, если ребенок ударился головой? 

— Родителям важно понять, вследствие чего произошло травмирование. Есть ли следы на голове? На что жалуется ребенок? Маленькие, как правило, капризны, беспокойны, появляется припухлость в месте удара. Серьезные жалобы — это повод незамедлительно обратиться к врачу. Если симптомов нет, желательно понаблюдать. Появившиеся позже головная боль, тошнота, головокружение могут свидетельствовать о черепно-мозговой травме. Первая помощь — приложить что-нибудь холодное к месту ушиба. Понаблюдать за ребенком. У детей наиболее опасны травмы в теменных областях. Чаще всего там бывают переломы. Меньше всего — лобной кости.

В случае тяжелой черепно-мозговой травмы необходима длительная реабилитация.

В народе бытует мнение, что шишки, которыми демонстрирует себя ушиб, могут в будущем спровоцировать опухоль головного мозга. Врач-нейрохирург Александр Корень развенчал этот миф: 

— Бывают случаи, когда травма становится пусковым механизмом проявления новообразования, которое в мозге уже находится. Например, ребенок живет с опухолью, но об этом еще не знает. Случается травма, которая запускает клиническую картину, и на обследовании выявляется не повреждение в результате травмирования, а опухоль. 

Опыт врачей показывает, что родители часто игнорируют средства защиты для детей или экономят на них, покупая бюджетные некачественные шлемы: 

— Использование защиты важно в первую очередь. Если вы покупаете трюковой самокат, то понятно, что тот, кто будет его использовать, не будет ездить спокойно рядом с мамой. Родителям необходимо обучать детей правилам поведения на улице. Особенно на дороге. Как переходить пешеходный переход, куда смотреть, напоминать, где с велосипеда нужно спешиваться. Правила поведения ребенка на улице должны идти из семьи. Улица побуждает быть активным. Далее. Забыть, что такое москитные сетки, и никогда не открывать окна настежь. Только на проветривание. Пользоваться ключами. Родители не всегда видят, где находится малыш. Маленькие дети не боятся высоты. Они видят улицу — и пошли из окна. Детей до года не оставлять одних. Не класть на стиральную машину, стол, диван и при этом уходить в другую комнату, думая, что малыш не перевернется. Есть кроватка, в крайнем случае можно оставить на полу, если необходимо отойти. Важно осознавать, что у ребенка может быть травма. Поэтому необходимо все сделать так, чтобы этого не произошло. А также покупать качественные товары: стульчики для кормления, самокаты, когда ты уверен, что через три дня колесо не отвалится и ребенок не упадет. 

ЭТО ВАЖНО!

Детский травматизм — одна из серьезных социальных проблем. По данным РНПЦ травматологии и ортопедии, в нашей стране ежегодно регистрируется около 150 тысяч детских травм. Из них инвалидами становятся 60–80 детей. Травматизм занимает первое место в структуре причин детской смертности.

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter